Национальный парк под открытым небом на основе археологических раскопок городища Бозок строится в столице

    0
    116

    Национальный парк под открытым небом на основе археологических раскопок городища Бозок строится в столице 92

    Проект является уникальным в отечественной музейной практике, поскольку принцип его создания предполагает возможность близкого к реальному погружения посетителей в далекие эпохи.

    – Создание национального парка предусматривает музеефикацию средневекового городища, а также его реконструкцию, – говорит Сауле Бурбаева, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок». – Место раскопок будет находиться под перекрытием, что даст возможность демонст­рации процесса исследований. Реконструкция, основанная на материалах Есильской археологической экспедиции и нарративных источников, состоит из четырех частей: тюркского святилища, каганской ставки, почтовой станции и башни (ориентир на маршруте Великого шелкового пути).

    Период энеолита представит поселение ботайской культуры – очаг возникновения всадничества. Ботайская культура была распространена на территории Северного и Центрального Казахстана. Археологический материал позволяет говорить о первом опыте приручения лошади человеком на данной территории – переходе человека от пешей коммуникации к конной. Визитной карточкой ботайской культуры является шестиугольное жилище – первое известное капитальное сооружение в период энеолита, свидетельствующее о развитии оседлости среди древних племен, живших на территории нынешнего Северного Казахстана.

    Предполагается воссоздание поселения ботайцев, презентация для посетителей образа жизни (убранство жилища, одежда, хозяйство, ремесло). Программа посещения включит этнографические праздники, связанные с приручением лошади, дегустацию кумыса, поскольку этот напиток впервые изготовили ботайцы.

    Эпоху бронзы представят поселением, в котором будут продемонстрированы не только жилища, но и достижения эпохи палеометалла: создание сплава меди и олова – развитие металлургии, выделение протогородской культуры и новых видов хозяйства: пастушеского скотоводства и мотыжного земледелия.

    Комплекс раннего железного века включает два поселения (гуннского и сакского), а также сарматский храм-святилище. Здесь посетители познакомятся с мировоззрением и военным искусством ранних кочевников, полихромным стилем гуннов, звериным стилем саков, особенностями конской узды, присущими данному периоду. На территории поселений предполагается проведение театральных представлений.

    – Воссоздание образцов культуры древних тюрков заключается в реконструкции самого городища Бозок, а также в воссоздании культовых сооружений (святилище Елеке-сазы, Сараман-Коса, Дом­бауыл), где будут проводиться этнографические фестивали, – говорит Сауле Бурбаева.

    Визит-центр национального парка создается на основе исследований столичных цент­ров периода Казахского ханства (Сау­рана, Сыгнака, Сарайшыка и Туркестана) и состоит из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Визит-центр включит экс­позицию Казахского ханства, а также конференц-залы, выставки, научные центры, ремесленные лавки.

    Городище Бозок является первым и единственным масштабно исследованным средневековым памятником степной части Казахстана. Территория памятника составляет 32 га.

    В золотоордынскую эпоху строе­ния городища Бозок становятся некрополем. За годы раскопок на территории памятника открыто 58 погребений.

    Сопроводительный инвентарь погребений не оставляет сомнений в датировке их золотоордынским временем XIII–XIV веков. Топография и детали погребального обряда свидетельствуют, что все погребения были сделаны людьми, жившими в окрестностях Бозока. Предметы вооружения и конского снаряжения относятся к типам, широко распространенным в евразийских степях в монгольское время.

    В погребениях помимо предметов вооружения и конской упряжи найдены чаши, украшения, остатки одежды из шелковой ткани. К первой половине XIV века относится женское погребение, в котором найдены головной убор, серебряные серьги, пластинчатые браслеты с львиными личинами. Возможно, деталью, уточняющей принадлежность погребения именно к XIV веку, может стать гробница, сбитая железными гвоздями и скобами. Есть еще одна интерес­ная деталь – покрытие захоронения берестой.

    По наличию металлической посуды к первой половине XIV века можно отнести погребение № 5 – захоронение воина с кольчугой, седлом, железным ковшом.

    Отдельно хочется остановиться на погребении знатной женщины монгольского времени, антропологическая реконструкция которой была сделана в Москве, в лаборатории Антропологической реконструкции Института антропологии и этнологии РАН. Как показало исследование, погребение датируется XIII – началом XIV века. Умершей женщине было 40–50 лет.

    Женщину сопровождал богатый инвентарь. В первую очередь необходимо отметить обнаружение своеобразного головного убора – боктаг⁄бокка (в европейских источниках) или гу-гу (в китайских источниках), название которого сохранилось благодаря упоминанию в текстах того времени. Верхняя его часть выполнялась в виде берестяного цилиндра, который обшивался шелковой тканью, к нему крепились раковины каури. По обе стороны от головного убора крепились подвески ромбической формы из речного жемчуга. Каж­дая подвеска состояла из 200 зерен бисера.

    Облик женщины дополняли серебряные серьги, двухпластинчатые браслеты с львиноголовыми личинами на окончаниях и бусины из серебра. Интересно отметить, что некоторые из бусин имели зооморфную символику: имеются изделия в виде клюва, головы, фигуры птицы. Впечатляет искусная работа, продемонстрированная зергером прошлого при изготовлении еще одной бусины – она выполнена из серебра, полая изнутри, цилиндрической формы. Через отверстия продета шелковая нить, которая завязана посередине бусины, а на окончания нити были привязаны жемчужины.

    Эта находка до сих пор не имеет аналогов. Интересно отметить, что в костюме женщины монгольского времени присутствует еще один образ из мира животных – окончания браслетов выполнены в виде стилизованных львиных голов. Жемчуг и раковины каури были доставлены из дальних стран, возможно, добыты во время далеких походов. Бусы в виде водоплавающих птиц говорят о культе воды и культе птицы, образ которой был излюбленным мотивом украшений тюркоязычных и финно-угорских народов, – говорит Сауле Бурбаева.

    Такие головные уборы были неотъемлемой частью костюма знатных монгольских женщин. Об этом свидетельствуют данные письменных источников и сохранившиеся изображения того времени. Подобные головные уборы были не только признаком замужества женщины, но и указывали на ее статус в обществе.

    Также в этом погребении были найдены серебряная чаша, железные пика, кинжал и удила. Судя по кинжалу и пике, женщина была не рядовым воином, а выполняла руководящие функции.

    Это погребение некрополя Бозок раскрывает многие стороны истории и культуры племен, живших в районе нынешней Астаны. Находка рассказывает не только о положении женщины в обществе золотоордынского периода, но и о развитии торговли, материальной, духовной культуры населения.

    В мировой практике главный путь сохранения исторического наследия – это его музеефикация. В данном случае эффективным способом музеефикации выступает создание национального парка под открытым небом на территории столицы Казахстана.

    Источник: kazpravda.kz

    Предыдущая статьяСуд оправдал водителей, которые пожаловались на штрафы за нарушения ПДД
    Следующая статьяКазахстанцев продолжают знакомить с шедеврами мирового искусства

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь