Министерство юстиции: применение по аналогии норм законодательства ущемляет жилищные права граждан

0
300

Несмотря на строгие меры, принятые в последние годы для защиты прав собственности в стране, от населения продолжают поступать жалобы о нарушении прав на землю и жилье.

В частности, в большинстве обращений о нарушении жилищных прав, поступающих в Министерство юстиции, понимаются вопросы принудительного выселения граждан из частных домов по инвестиционным проектам путем применения по аналогии законодательных норм, передачи или «резервирования» земельных участков за субъектами предпринимательства для строительства многоэтажных домов без отмены прав на землю в установленном порядке.

Твердая позиция в отношении подобных негативных случаев Министерства юстиции как органа, ответственного за проведение единой государственной правовой политики, с учетом правовой оценки каждого из вышеперечисленных случаев заключается в следующем.

Статьи 70 и 71 Жилищного кодекса устанавливают правила выселения лиц, проживающих в государственном жилищном фонде (муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения).

В этом случае выселение из занимаемого жилья в домах государственного жилищного фонда допускается по следующим основаниям:

дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

жилое помещение признано в установленном порядке аварийным или непригодным для проживания;

жилое помещение подлежит переоборудованию в нежилое.

Выселение производится в судебном порядке.

В этом случае так как собственником недвижимости является государство, то оно имеет право свободно распоряжаться своим имуществом.

Жилье в жилищном фонде, принадлежащем гражданам, является частной собственностью, оно неприкосновенно и охраняется государством, как и другие формы собственности в соответствии со статьей 53 Конституции.

Следовательно, оснований для выселения собственника из жилого фонда, принадлежащего гражданам, на основании статей 70—71 Жилищного кодекса недостаточно.

Согласно статье 5 Гражданского кодекса также не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.

В соответствии с Законом «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» изъятие имущества, находящегося в частной собственности, осуществляется только при условии полного возмещения собственнику его рыночной стоимости, а также убытков, причиненных собственнику в связи с таким изъятием, если иное не предусмотрено законом.

В связи с этим, изъятие частного жилья для государственных и общественных нужд должно производиться после возмещения соответствующего ущерба в соответствии с требованиями, изложенными в статьях 27—30 Жилищного кодекса и постановлении Кабинета Министров № 911 от 16 ноября 2019 года.

При этом передача земельных участков от одного физического или юридического лица к другому в рамках реализации инвестиционного проекта не считается государственной и общественной необходимостью.

Согласно статье 37 Земельного кодекса, изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд производится только в следующих целях:

– предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

– выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;

– обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

– строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетической системы и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных труб, инженерно-коммуникационных сетей;

– исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.

В соответствии с резолюцией № 1993/77 Комиссии ООН по правам человека практика принудительных выселений обозначено как серьезное нарушение права на достаточное жилище.

Согласно требованиям Земельного кодекса, изъятие земельных участков в интересах субъектов хозяйствования не является государственной и общественной нуждой, такой подход не имеет правовой основы!

Отдел по связям с общественностью Министерства юстиции

Источник: nuz.uz

Предыдущая статья“Прилетела с нарушением”: МИД о застрявшей в российском аэропорту казахстанке
Следующая статьяПосольство Туркменистана в Турции провело выставку и конференцию

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь