Одна из причин – конфликт с Кыргызстаном; в отсутствии контрабандных ГСМ поставщикам пришлось завозить легальный.
Иллюстративное фото
Фото: Asia-Plus
Налоговики говорят, что все благодаря росту экономики, созданию новых рабочих мест и прочим благостям, эксперты считают, что дело в росте экспорта золота и невозможности более завозить в страну контрабандные ГСМ.
Доля налогов в поступлениях в бюджет превысила 71%. Общий объем доходной части государственного бюджета Таджикистана в первой половине текущего года составил свыше 13,2 млрд сомони (около $1,2 млрд), сообщает министерство финансов республики.
Данный показатель на 6,5% или на почти 810 млн сомони (более $70 млн) больше запланированного объема (более 12,4 млн сомони).
Пополнению бюджета способствовал, в первую очередь, рост налоговых поступлений (с учетом таможенных сборов) на 4% по сравнению с планом: вместо ожидаемых 9 млрд сомони «главный кошелек» страны получил около 9,4 млрд сомони. Доля налогов в общем объеме доходов бюджета в первой полугодие этого года составила 71,2%.
Налоговые поступления, в основном, обеспечились за счет НДС (41,4% в общем объеме налогов), подоходного налога (11,7%), налога на прибыль (10,6%). Совокупная доля этих трех налогов в структуре налоговых поступлений составила около 64%.
В целом, сбор всех налогов в первой половине этого года перевыполнен.
В Налоговом комитете это связывают с «ростом экономики страны, созданием новых рабочих мест, улучшением администрирования и обслуживания налогоплательщиков и качественным надзором».
Золото и эхо конфликта с Кыргызстаном?
Независимые специалисты считают, что указанный рост сбора налогов, скорее всего, соответствует действительности, так как налоговики или таможенники вряд ли будут заниматься фальсификацией.
По прозрачности бюджета Таджикистан занимает последние позиции в общемировом рейтинге
«Они могут позволить себе преднамеренное снижение объемов налоговых доходов, но завышать не будут, потому что декларированные поступления они должны будут направить в бюджет страны», — сказал финансовый аналитик Акбар Саидов.
Превышение плановых показателей по налогам, по его мнению, в нынешних условиях можно объяснить только внешней торговлей. «Новых крупных предприятий или иные источники налогообложения не видно, но есть заметные изменения в структуре экспорта и импорта», — сказал он.
Аналитик отметил, что экспорт с начала года вырос почти в два раза за счет продажи драгоценных металлов, а это означает дополнительные налоговые поступления (НДС), наряду с вывозной таможенной пошлиной.
Кроме того, с вооруженным конфликтом на таджикско-кыргызской границе и односторонним закрытием своей границы Кыргызстаном на севере Таджикистана прекратились контрабандные поставки.
«Эти незаконные поставки осуществлялись в больших объемах, только нелегальный импорт ГСМ оценивался на уровне трети наших потребностей. Контрабандная продукция завозится, как известно, без оплаты таможенных платежей (НДС, акциз, ввозная пошлина). Возможно, нелегально завезенная продукция продавалась у нас также без соответствующего внутреннего налогообложения», — пояснил он.
Саидов подчеркнул, что недостающие объемы из-за закрытия контрабандных каналов, естественно, покрываются за счет легальных поставок, которые могут поступить на наш внутренний рынок только после полной оплаты таможенных платежей.
Отмеченные аналитиком факторы подтверждаются в определенной мере официальными данными Таможенной службы.
Так, таможенные сборы в первом полугодии этого года составили около 3,2 млрд. сомони, что на 9% или на 263 млн. сомони больше запланированного объема.
В структуре таможенных платежей в первой половине этого года 85% составили налоги: 77,5% — НДС и 7,5% — акцизный налог. Импортная таможенная пошлина составила 10,3%, экспортная пошлина — 2,7%, а оставшиеся 2% пришлись на неналоговые поступления.