Об актуальности правового регулирования работы НПО в Казахстане

0
9667

Вопрос усовершенствования законодательства об НПО в Казахстане назрел давно. Долгие годы неправительственный сектор в нашей стране развивался, можно сказать, стихийно, по своим законам, как государство в государстве. 30 лет в стране шли экономические реформы, нужно было построить прочный фундамент нового государства, трудоустроить и накормить народ, потом пришло время реформ политических и социальных.

Сегодня в Казахстане строится гражданское общество, ключевую роль в котором играют неправительственные организации. За годы независимости в Казахстане было зарегистрировано 27 000 НПО. К сожалению, многие из них существовали только на бумаге, так как у общественников не было ни средств, ни знаний, а на одном энтузиазме далеко не уедешь.
Изначально большинство НПО было ориентировано на получение грантов из международных донорских организаций, а не на самофинансирование за счёт собственной хозяйственной деятельности, как это делается на Западе. Что греха таить, нашлись люди, которые открывали общественные фонды не для оказания помощи страждущим, а для самозанятости, или хуже того – для наживы.
Такие НПО регистрировали свой Устав на все виды деятельности и брались даже за непрофильные проекты, лишь бы урвать грант, больше заботясь о финансовом отчёте перед грантодателем, чем о реальной работе. Как правило, такие НПО проблем не решали, а просто создавали вид активной деятельности, пиарясь в СМИ. Были случаи, когда под вывеской НПО работала коммерческая структура, незаконно пользующаяся льготным налогообложением.

До недавнего времени многие НПО жаловались на отсутствие деловых контактов с государственными структурами, на скромное государственное финансирование социальных проектов. Но времена изменились. Из 27 000 формально существовавших НПО свою жизнеспособность и эффективность доказали не более 3 000. С ними государство наладило тесное сотрудничество. Сегодня наблюдается другой перекос – большая часть казахстанских НПО «пересела» с международных грантов на госзаказ.
Это тоже не правильно – лучше бы государство давало общественникам не «рыбу», а «удочку», с помощью которой эту «рыбу» можно было бы ловить. НПО не должны постоянно ходить с протянутой рукой, ведь фандрайзинг (привлечение денег в фонд) подразумевает и другие виды деятельности, в том числе и коммерческой. Официально заниматься бизнесом для финансирования социальных проектов не возбраняется. В странах Евросоюза, например, немалая доля госбюджета формируется за счёт коммерческой деятельности НПО.


Казахстан идёт по пути интеграции в мировое сообщество, делая более открытым доступ к информации госорганов. Создаётся электронное правительство, повышающее доступ к информации, на сайтах госорганов публикуются данные тендеров и т.д. Государство становится более подотчётным народу, вполне логично, что в ответ от своих граждан оно должно требовать такой же открытости. Сегодня о своих доходах отчитываются перед народом даже министры. Теперь поправки в Закон введет принцип транспарентности деятельности и неправительственных организаций.

НПО должны информировать общественность о своей работе, так как они работают в интересах общественности. Пока же, некоторые НПО почему-то не хотят этого делать и даже спешат назвать призывы к прозрачности дискриминационными. А ведь казахстанский Закон о НПО, даже с учётом предстоящих поправок, очень либеральный.
Как правильно говорил один мудрец, все познается в сравнении. К примеру, в России в 2012 году введён Закон «Об иностранных агентах», ограничивающий финансирование российских некоммерческих организаций из-за рубежа. В 2015 году это положение было ужесточено Законом «О нежелательных зарубежных НПО», чья деятельность на территории России запрещена. Стоит отметить, что аналогичное суровое законодательство действует в США с 2007 года. Вопреки всем международным стандартам свои НПО она держит в «чёрном теле».

Это не мешает некоторым иностранцам возмущаться по поводу судьбы своих грантополучателей из стран СНГ. Такие двойные стандарты. В Казахстане Закона «Об иностранных агентах» нет, и не предвидится. Даже поправки не ограничивают финансирование НПО из-за рубежа. Одно условие: предоставьте полный отчёт о том, от кого и сколько денег получено, и на что они ушли. Если строим открытое правовое государство, давайте будем открыты друг перед другом.

Предыдущая статьяТоварооборот РК с КНР за первое полугодие бьет рекорды
Следующая статьяСкот из горящих загонов спас актюбинский полицейский

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь