На этот раз передача «Кун.Муносабат» была посвящена проблеме коронавируса. Ситуация в мире снова усугубляется. В Европе внедряются карантинные правила, но население региона выступает против их соблюдения. Сейчас человечество привыкло в вирусу, и даже не боится его.
Как же следует действовать Узбекистану? Журналист Kun.uz, врач с высшим образованием Аброр Зохидов побеседовал на эту тему с автором и ведущим Бобуром Акмаловым.
— Аброр ака, что вы можете сказать об этом?
— С точки зрения борьбы с пандемией, наше сегодняшнее положение тяжелее, чем 1-2 месяца назад, или весной. Кроме того, у нас практически отсутствуют реальные сведения. Доверие к официальной информации полностью утеряно. А других данных — нет. Такая ситуация вызывает у людей полное безразличие к заболеванию.
Люди теперь воспринимают эту болезнь как часть повседневной жизни. Что касается недовольства в Европе, то они уже пережили пик заболевания. Европейская медицина намного более развита, чем наша. Основная причина их недовольства упирается в экономические проблемы населения. Естественно, что население возмущается именно в тех государствах, где большую часть дохода жителей составляет туризм.
— Значит, поведение нашего населения правильное?
— Всё зависит от нашего восприятия ситуации.
Опасная сторона вируса заключается в том, что даже в ВОЗ не смогли разработать единую позицию. Пока нет конкретного мнения: нужно ли жить со строгими мерами от начала до конца борьбы с болезнью, или переболеть один раз и создать временный иммунитет, или же направить все действия на создание вакцины. Такая неопределённость приводит к тому, что каждое государство принимает меры самостоятельно.
— Лечебные процедуры тоже у всех разные …
— Вот в этом-то вся опасность. Крупнейшие фармкомпании мира устраивают гонки по продвижению своих лекарств. Поэтому СМИ нужно быть бдительными. Скажем, какое-то авторитетное СМИ даст информацию об очень эффективном лекарстве. Немного времени спустя кто-то заявит, что это лекарство не даёт эффекта, однако у человечества за эти 10-15 дней появится какая-то надежда. Учреждения здравоохранения, государства будут покупать это лекарство в большом количестве.
Таким образом, даже в таких тяжёлых условиях, как пандемия, бизнес шагает вперёд твёрдой поступью.
— Почти не осталось никакого доверия к Министерству здравоохранения, в официальную статистику никто не верит. Мы почти привыкли к заболеванию. Сейчас, когда кроме коронавируса, распространяются грипп и другие инфекционные болезни, как следует действовать всему населению, сознательно и не отвлекаясь на призывы?
— Сейчас к одному испытанию прибавляются ещё 3-4. Начался сезон, когда многие болеют. Пока нам неизвестно, что будет при наступлении коронавируса и гриппа. Потому что грипп продолжается в течение года, но в осенне-зимний сезон протекает тяжело.
Кроме того, мы не знаем, как поведёт себя коронавирус зимой. Значит, нужно, как обычно, носить маски, мыть руки, и беречь себя.
Пандемия показала, что в каком бы государстве ни жил человек, как бы ни была развита медицина, наше здоровье нужно только нам самим. Верно, государство старается, но если болезнь разгорится, то никто ничего не сможет сделать – человек сам должен порадеть за себя.
— Все больше звучит негативных отзывов о стационарной системе лечения. Получается, что самый правильный путь – это лечение на дому?
— Эта болезнь не полностью изучена, поэтому лечение на дому тоже может быть опасным. При тяжёлом течении заболевания, может оказаться невозможным помочь человеку дома. Однако, нагрузка на систему достигла такой степени, что такие меры принимаются от безысходности. То есть, говорят: «в лёгких случаях», «для вашей предосторожности».
С другой стороны, люди сами не обращаются по причине тяжёлых условий в больнице и нехватки врачей. Ещё один интересный аспект – даже после официального выявления заболевания у людей, они никак на это не реагируют.
Часто повторяют: «В больнице врачи плохо лечат», «Много больных умирает». Если пациент сам обратился поздно, вовремя не сделал МСКТ, немедленно не пошёл в больницу, то никакой врач или клиника не смогут вывести больного из тяжёлого состояния.
В такой ситуации виноваты не только люди, но, возможно, и неверная организация работы системы.