Бизнес-омбудсмен КР обеспокоен положением предпринимателей и инвесторов

0
179

Во то время как Кыргызстан нуждается в восстановлении экономики, преследование и давление на бизнес продолжаются

Бизнес-омбудсмен Кыргызской Республики выражает глубокую обеспокоенность и тревожность случаями уголовного преследования предпринимателей и инвесторов по предполагаемым преступлениям экономического и неэкономического характера, а именно об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Подобная активно используемая практика и игнорирование альтернативных мер пресечения в виде залога, подписки о невыезде, домашнего ареста отправляют серьезные негативные сигналы местному бизнесу, международному и инвестиционному сообществу и, по мнению Бизнес-омбудсмена, не отражают принятую мировую практику. Во то время как Кыргызстан нуждается в восстановлении экономики и всемерной поддержке бизнеса, подобные действия наносят серьезный урон восприятию делового имиджа и инвестиционной привлекательности Кыргызстана.

Статья 9 Международного пакта о гражданских и политических правах указывает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Комитет по правам человека раскрывает понятие «произвольного ареста»:

– содержание под стражей в соответствии с законным арестом должно быть не только законным, но и разумным при конкретных обстоятельствах. Заключение под стражу должно быть необходимо при таких обстоятельствах, как для предотвращения побега, вмешательства в процесс получения доказательств или совершения нового преступления;

– содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Уголовно-процессуальный Кодекс КР предоставляет возможность обеспечить гарантию явки подозреваемого обвиняемого на судебное разбирательство посредством выбора таких альтернативных мер пресечения, как залог либо домашний арест (ст. 106, 114 и 115). Однако, как показывает практика, в отношении предпринимателей и представителей бизнеса зачастую избирается мера пресечения заключения под стражу.

Согласно анализу Уголовного кодекса Кыргызской Республики и Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики по защите прав предпринимателей от незаконного вмешательства правоохранительных органов, подготовленному при содействии экспертной рабочей группы по мониторингу судебно-правовой реформы, общая статистика по применению меры пресечения в виде заключения выглядит следующим образом:

По официальным данным Верховного суда за 2019 год, судами первой инстанции было рассмотрено 6 934 судебных материалов об избрании меры пресечения. В 74,4% из которых было заявлено ходатайство прокурора об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них следственными судьями было удовлетворено 90,7% и отказано в 8,9% случаев. Кроме этого, в 2019 году из 6 934 судебных материалов об избрании меры пресечения непосредственно по ходатайствам прокурора об избрании меры пресечения в виде залога судами было рассмотрено всего два судебных материала.

7 декабря 2020 года Бизнес-омбудсмен сделал заявление, в котором заострил внимание на возросшем давлении правоохранительных, фискальных и других госорганов на бизнес и предпринимателей. 29 января 2021 года Бизнес-омбудсмен выступил с заявлением по поводу давления на субъекты бизнеса по предполагаемым преступлениям экономического характера, недопустимости разглашения данных досудебного производства (статья 160 УПК КР) и нарушения презумпции невиновности (статья 26 Конституции Кыргызской Республики), связанной с оглашением/публикацией информации до вынесения законного судебного решения.

1 февраля 2021 года Бизнес-омбудсмен выступил с поддержкой указа президента Садыра Жапарова «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов», в котором нашли отражение ранее сделанные рекомендации Бизнес-омбудсмена. Согласно указу, постановляется «прекратить необоснованное вмешательство правоохранительных, фискальных и контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства, воспрепятствование предпринимательской деятельности и нарушение законных прав собственников, в том числе из-за невыполнения и невозможности выполнения договорных обязательств», «усилить надзор за неукоснительным исполнением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и защиты собственности и инвестиций» и декриминализировать экономические преступления и проступки через принятие нормотворческих мер, «запрещающих применение меры пресечения по экономическим преступлениям в виде заключения под стражу в ходе досудебного производства».

Однако вышеобозначенные действия в виде принимаемых мер пресечения заключения под стражу в отношении предпринимателей и инвесторов не согласуются с вектором и направлениями, изложенными в указе президента, и вызывают серьезную обеспокоенность Бизнес-омбудсмена, местного и международного бизнес-сообщества.

Фото www

 

Источник

Предыдущая статьяВ Туркменистане выберут самую очаровательную девочку
Следующая статьяСельхозмашиностроение Узбекистана получило фору

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь