Урджарская находка: принцесса или жрица? 771
Десять лет назад в Урджарском районе археологи сделали сенсационное открытие. В одном из курганов, расположенных у обочины дороги, ученые обнаружили интересное захоронение. Находку кто-то из журналистов назвал Урджарской принцессой.
Но вот кем она была на самом деле, ученым предстояло еще выяснить.
Курган был расположен в месте реконструкции автодороги Таскескен – Бахты. В нем археологи обнаружили большую могильную яму, внутри которой находилась гробница в виде каменного ящика-саркофага, который был обложен большими глыбами.
Известный ученый Бауыржан Байтанаев, руководивший в то время институтом им. А. Х. Маргулана, так описал место древнего захоронения: «В ходе расчистки насыпи были выявлены два примыкающих друг к другу каменных сооружения в виде сложенных из крупных и мелких камней насыпей. Основной объект представляет собой округлую каменную насыпь диаметром 7 × 7 м, высота сохранившейся части – 0,6 м, очевидно, первоначальная высота кургана была около 1 м. По периметру насыпи были уложены наиболее крупные камни. В центральной части имеются скопления из более мелких камней. Под насыпью на глубине 0,25 м от уровня материка и 0,85 м от уровня дневной поверхности был расчищен костяк человека. Он находился в скорченном положении на левом боку, ориентирован на запад. Костяк потревожен. Правая рука, часть позвоночника с ребрами, ключицы, лопатка и череп отсутствовали. К основному кургану с северо-запада примыкала еще одна уплощенная, подквадратной формы, плохо сохранившаяся каменная насыпь, ориентированная своими углами по сторонам света. Ее первоначальный диаметр был около 4 м, высота – 0,25–0,30 м. Основание насыпи выложено крупными камнями, центр – мелкими камнями. В насыпи и под ней ничего не выявлено, что дало основание предполагать о возможном назначении данного сооружения в качестве ритуального или жертвенного места. В процессе раскопок к западу от стыка обоих курганов было выявлено пятно подпрямоугольной формы размерами 4,25 × 2,60 м, ориентированное с запада на восток, – могильная яма. У западного основания пятна находилось скопление камней, уходящих вниз. При углублении в нем были найдены два овечьих астрагала. Вдоль стен могильной ямы располагались крупные камни, ниже, на глубине 1,25 м, была расчищена каменная кладка подвальной формы. На глубине 1,65 м был выявлен каменный ящик с плитами перекрытия».
Причем сам ящик был сложен из гранитных плит, а все стыки тщательно промазаны глиной. Ученые пришли к выводу, что древние люди сделали все, чтобы конструкция была герметичной. Когда археологи начали снимать плиты перекрытия, то увидели, что внутри не было грунта. Обычно, когда вскрываются такого рода захоронения, они, как правило, уже заполнены землей.
Внутри усыпальницы найдены остатки погребальной пищи: овечьи кости лежали рядом с керамическими и деревянными сосудами. Такая находка достаточно редка для кочевнических захоронений, так как деревянная посуда обычно не сохраняется. Но древние люди, придав герметичность погребальной конструкции, создали такие условия захоронения, что сохранились даже предметы, легко подверженные разрушению.
В изголовье археологи обнаружили остатки головного убора. Уже потом выяснится, что он был сделан из войлочно-матерчатой основы, на которую был нанесен узор из золотой фольги. Уже в ходе раскопок появились догадки, что это захоронение знатной женщины, жившей в скифо-сакское время, примерно в IV–III вв. до н. э.
Почти две недели ушло на то, чтобы вынуть саркофаг, не повредив его, для дальнейшего исследования. Были изготовлены специальные конструкции для изъятия монолитного блока. Стены выемки постоянно осыпались, и надо было закреплять грунт, что достаточно сложно – погребение находилось на глубине более двух метров. Для облегчения физического труда применили подъемный кран. Но возникла проблема доставки: монолитный саркофаг, весивший более тонны, в то же время оказался хрупким. Важно было доставить его в лабораторию не потревожив, то есть таким, каким он был при захоронении. Саркофаг доставили в Алматы в реставрационный центр Крыма Алтынбекова. Ему и его коллегам понадобилось более шести лет, чтобы воссоздать образ человека из древней усыпальницы.
Оказалось, что останки принадлежали знатной женщине. Предположительно, она занимала не только высокое положение в древнем обществе, но, скорее всего, лечила травами и обладала знаниями в области медицины, так как похоронена она была с листьями папоротника в руках, а рядом находились семена кориандра, щавеля, зиры, чертополоха, хвои, конопли, подорожника и злаковых.
А самым ценным артефактом стал головной убор древней женщины.
«Проба, полученная в районе предполагаемых кос, дала основание полагать, что человек, возможно, был погребен без волос, иными словами, был побрит и имел парик из кос растительных волокон, где в качестве клея использовалась камедь. Особое внимание было уделено головному убору, зафиксированному до лабораторных работ в изначальном положении, с сохранением всех элементов, деталей. При его реконструкции были учтены все результаты лабораторных анализов. Они показали наличие фрагментов сгнившего дерева, шелка и кожи, что помогло полностью воссоздать погребальный головной убор, выполненный в соответствии со скифо-сакскими мифологическими традициями. По определению реставраторов, головной убор, имея остроконечную конусовидную форму, по сути представлял собой корону, надеваемую на парик. Его верх венчал покрытый золотой фольгой деревянный ребристый цилиндр, основание крепилось к ободку, расположенному горизонтально по височной части головы. Сам ободок с полусферой, очевидно, был изготовлен из тончайшего дерева. По ободку в районе висков были закреплены две крупные бляшки, изготовленные на деревянной основе, покрытые золотой фольгой методом плакировки. На них рельефно изображен лежачий на земле сайгак. К лобной части ободка в виде «кокарды» когтями прикреплено плоское изображение птицы, имеющей клюв грифона и голову, повернутую влево. Ее венчает гребешок, стилизованный под олений рог. У птицы имеется Г-образный хвост, расположенный вертикально. Основой для этого сюжета, по мнению реставратора, послужила плоская форма, представляющая собой «планшет». Возможно, эта форма была изготовлена из вяжущего известкового теста, смешанного с казеином, на что указывают результаты лаборатории. Между вертикально установленной птицей и головным убором размещен металлический стержень, на вершине которого имеется шарик, покрытый золотой фольгой. Ближе к центру головного убора были установлены два тонких деревянных прута, обернутых в золотую фольгу, по которым, чередуясь, расходились стебли, сшитые из золотых ниток. Общая конфигурация этих прутьев напоминает стебли папоротника. Перед ними на уровне металлического стержня по ободку вертикально установлены еще два деревянных прута, имитирующих ростки папоротника. Такова в общих чертах реконструкция головного убора из урджарского захоронения, предложенная лабораторией «Остров Крым», – описывает Бауыржан Байтанаев.
По словам исследователей, такие головные уборы были частью парадного костюма саков. Возможно, именно поэтому уникальную археологическую находку назвали Урджарской принцессой.
Оказалось, что одежда погребенной имеет плотную структуру. Спектр ткани показал наличие алюминия в глиноземе, который в древнейшие времена в качестве алюминиевой протравы применялся для крашения шерсти маренных и белковых волокон шелка в красный цвет. Несомненно, одежда погребенной изготовлена из тонкой китайской шелковой ткани, выкрашенной в красный цвет. А наряды такого цвета носили древние женщины, принадлежащие к аристократическому сословию.
Ученые отметили, что захоронение – единственное в своем роде, не подверженное разграблению.
«Итоги исследования урджарского захоронения поставили ряд вопросов относительно социальной принадлежности погребенного человека. Обнаруженное погребение нельзя назвать пышным, соответствующим высшему сословию общества той эпохи. Тем не менее человек из кургана Урджар, возможно, при жизни имел особый общественный статус. Вероятно, поэтому его могила была устроена в отдалении от родового некрополя без насыпи. Наличие в погребении массы лечебных трав, специально уложенных, наводят на мысль, что погребенный человек мог быть при жизни лекарем-жрецом», – пишет Бауыржан Байтанаев.
Кем бы ни была найденная женщина, сама находка свидетельствует о развитой цивилизации в эпоху железного века на территории современного Казахстана.
#казахстан #РК #раскопки #жрица #архелогия #археологические находки #усыпальница #Урджарская принцесса #курган #Урджарский район
Источник: kazpravda.kz