Картина «Ақын» Дарежана Омирбаева удостоена очередной престижной награды – главного приза на Lisbon & Sintra Film Festival 2022 в Португалии

    0
    49

    Картина «Ақын» Дарежана Омирбаева удостоена очередной престижной награды – главного приза на Lisbon & Sintra Film Festival 2022 в Португалии

    В Казахстане картина была выпущена в ограниченный прокат в апреле 2022 года. С 14 декабря «Ақын» выходит в прокат в кинотеатрах Франции.

    Главный герой ленты (его сыграл солист группы «Жігіттер» Ердос Канаев) – поэт, редактор небольшой казахоязычной газеты – боится остаться непонятым и неактуальным в век новых технологий. Он и его коллеги понимают, что их литературное творчество в современном и рациональном обществе все меньше и меньше находит своих читателей, время массового интереса к литературе, книгам, поэзии постепенно уходит в прошлое. Для скромных литераторов это, конечно же, большая личная трагедия. «Большие языки терпят бедствие, а что будет с нашим, казахским языком?» – тревожится он.

    В Казахстане картина была выпущена в ограниченный прокат в апреле 2022 года. С 14 декабря «Ақын» выходит в прокат в кинотеатрах Франции.

    Автор картины Дарежан Омирбаев в представлении не нуждается. Фильмы одного из самых титулованных отечественных режиссеров Казахстана участвуют в конкурсных программах кинофестивалей класса А. «Ақын», в частности, на Токийском МКФ был удостоен приза в номинации «Лучший режиссер», далее был включен в конкурсные программы престижнейших Берлинского и Каннского кинофестивалей. Однако сам режиссер настроен достаточно скептически.

    – Если говорить о призах, то у этого явления есть две стороны­– позитивная и не очень, – сказал он в авторской программе «Человек и кино» на ютуб-канале кинокритика Карима Кадырбаева.­– Не от хорошей жизни мы вынуждены говорить о фестивалях, призах, потому что искусство – это все-таки не спорт: пришел первым, вот тебе золотая медаль, вторым – серебряная и так далее. Но, с другой стороны, у нас нет выбора. Где мы можем показывать свои фильмы, похожие на те, которые пытаюсь делать я, кроме как на фестивалях? Широкий зритель привык к другого рода картинам, и мы вынуждены бегать за этими фестивалями – там есть хоть какая-то публика. Два-три сеанса – это, может быть, пятьсот, максимум – тысяча человек. Там есть какие-то обсуж­дения, внимание, и это все-таки реклама, без которой, к сожалению, нельзя двигаться вперед, получать следующие проекты.

    Отсутствие интереса к авторскому кино связано еще и с тем, что в Казахстане мало интерес­ных кинокритиков, программ о кино, которые могли бы занимать место этих фестивалей. Вначале кинофестивали, конечно, были хорошим делом. Они начались перед Второй мировой войной. Первый из них, говорят, был в Венеции, его устроил Муссолини. Затем это стало необходимостью, потому что прокат был захвачен другими фильмами, условно – Голливудом-Болливудом. В принципе это одно и то же, просто Болливуд делается в десять раз дешевле.

    Кино начало делиться на жанры, в чем тоже есть закономерность. В музыке в свое время появились классическая, эстрадная, рок и так далее, те же самые процессы происходили в кино. И так называемое авторское кино ушло в сторону фестивалей, в прокате его мало.

    – Хотя в моем детстве прокат был более или менее сбалансированным. Там было и отечественное, и голливудское, и болливудское, и итальянское, и японское кино, а сейчас все захвачено Голливудом, – вспоминает режиссер.

    По мнению Дарежана Омирбаева, зрителя нужно готовить со школы.

    – К примеру, литературу школьники изучают несколько лет, но вряд ли кто-то из них сейчас читает, они больше просиживают перед экраном. Эта ситуация должна быть учтена школьной программой – нужно ввести в нее такой предмет, как «Искусство кино», – считает он. – Как-то я размечтался и начал себе представлять, что он уже появился в школе. Насчитал в учебном году 36 недель, два–три месяца покорпел и составил список из 30–40 фильмов, среди них 5–10 казахских, и опубликовал в Facebook. Этот список – программа-минимум, которую совре­менный человек должен знать, потому что кино – это серьезная, даже более сильная в наше время сфера, чем литература.

    Недавно один телеканал провел опрос: показывали прохожим портрет Шакена Айманова – поч­ти никто не знал, кто это. Все опрашиваемые были уверены, что «Меня зовут Кожа» Абдуллы Карсакбаева, самый первый и пока единственный в Казахстане фильм, получивший на Каннском кинофестивале специальный приз за лучший фильм для молодежи, снял он, Айманов. Так происходит не потому, что все люди у нас такие невежественные и неграмотные. Просто им никто не рассказывал про отечественное кино, поэтому то, что у отечественных фильмов нет зрителя, закономерно…

    Что касается истории появления фильма «Ақын», то она связана с тем, что Дарежан Омирбаев в детстве много читал – отец приучил. Считается, что фильм снят по мотивам рассказа Германа Гессе «Авторский вечер», но это не совсем так. По словам автора, он просто стал толчком к созданию картины.

    – Предполагаю, что этот рассказ – биографическая зарисовка из жизни самого писателя, – говорит Дарежан Омирбаев. – Автор с юмором пишет, как его пригласили на авторский вечер – встречу с читателями. Он (в ту пору наверняка еще очень молодой писатель) вдохновлен тем, что стал «знаменитостью». Но когда приехал в маленький городок, то – увы – никто не пришел на его вечер. Это мне показалось и смешным, и грустным. Ситуация очень ложилась на наше время: текст уходит на второй, даже на третий план, люди все больше и больше смотрят на экран и все меньше и меньше читают…

    Плюс на все это накладываются проблемы с сохранением языка.

    – Сейчас у меня такое ощущение, что человечество идет к одному языку или в лучшем случае к нескольким большим языкам: китайский, английский, испанский, – считает Дарежан Омирбаев. – В начале фильма звучит информация о том, что каждые две недели исчезает один из примерно четырех тысяч сущест­вующих на земле языков. Если так будет продолжаться, то через 200–250 лет останется один язык. Какой – покажет время. Это и есть трагедия, опасность для таких небольших языков, как наш.

    Источник: kazpravda.kz

    Предыдущая статьяКазахстанский фильм “Голиаф” вошёл в лонг-лист “Золотого глобуса”
    Следующая статьяСанкт-Петербург и Ташкент договорились о сотрудничестве

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь