В центре Тбилиси проходит митинг оппозиционных партий, недовольных итогами выборов в парламент. Акция началась в 19:00, как и обещали лидеры оппозиции, но еще в полдень произошел не то «политический фальшстарт», не то оппозиция продемонстрировала изощренную «военную хитрость». Один из боссов «Коалиции за перемены» Ника Мелия вдруг объявил, что в 17:00 лидеры основных оппозиционных партии Грузии встречаются на площади у главного железнодорожного вокзала Тбилиси. А оттуда «отправятся в различных направлениях к проспекту Руставели». Прозвучало как предложение присоединиться. От тбилисского вокзала до парламента на Шота Руставели три остановки по красной ветке линии метро — не больше трех-шести минут. Пешком — 3,4 км и минут 40.
На кого была рассчитана эта деза — непонятно. «С разных направлений», о которых говорят организаторы, это условно. Улиц, конечно, в городе много, но надо пересечь Куру. А тут выбор невелик, на пути к цели всего два моста: Саарбрюкенский и Галактиона Табидзе. Все было анонсировано так, чтобы можно было или выйти на улицу, посмотреть на участников протеста. Или, наоборот, успеть уйти подальше.
Устремляюсь на Вокзальную площадь. Никого… Что и логично, там даже компанией из двух-трех человек гулять тяжело. Вся площадь — это сплошной рынок: лотки, где торгуют всем: от чурчхелы до книг. Там нельзя пройти — нужно протискиваться.
А вот на площадке перед парламентом оппозиция собралась, как и обещала. Где-то за час до начала стала подтягиваться полиция. Много. Молодежь кучкуется по обе стороны от парламента. По секрету передают, что внутри парламента накапливается спецназ. Говорят, конечно, на 99% по-грузински, но я нахожу тот один процент на русском для получения информации. Меня, правда, почему-то принимают за поляка.
Коротаем время без особых страстей. Только две бабушки посреди площади сцепились, одна обернулась во флаг Евросоюза, вторую это взбесило. Без рукоприкладства, но орали так, что в полусотне метров сложны было разговаривать.
Ну так это Грузия, кровь горячая.
Начали акцию в 19:00, но первые минут 40 митинговали больше молча. Рассматривали друг у друга плакаты, они на двух языках: грузинском и английском. Суть требований сводится к проведению новых выборов, нацеленность на европейский курс страны.
С европейским курсом ситуация загадочная. Те, кто вышел на улицы, заявляют, что у них «украли европейский курс страны» (это я их буквально процитировал). Но и те, против кого нацелены протесты, — власть, говорит, что у Грузии нет иного пути, кроме европейского.
А для чего тогда парализован центр города? Если все за ЕС?
Полиция перекрыла проспект Шота Руставели для машин, он стал пешеходным. Людей много, но ни давки, ни агрессии. В основном народ идет, завернувшись во флаги: 2/3 — в грузинские, остальные ЕС. Насчитал два флага Украины и один — США.
Не знаю, на сколько участников рассчитывали организаторы, но, вероятно, пришло меньше. По соцсетям разлетелось подхваченное телеканалами заявление бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. «Количество людей на сегодняшнем митинге важно, — объявил Мишико. — Но не имеет решающего значения. Важнее продолжительность акций, степень сопротивления и принципиальность организаторов». Сопровождается фото, на заднем плане — решетки на окнах. И как он пишет из тюрьмы?
Кажется, последнюю фразу я произнес вслух.
«Он не в тюрьме, а в больнице, — с характерным грузинским акцентом на русском языке пояснил стоящий рядом мужчина. — А что еще говорит?»
Цитирую: «В Грузии установилась диктатура, которая намерена окончательно покончить с оставшимися свободами и провести массовые репрессии. Готовится и большая этническая чистка Грузии, вынуждение еще до миллиона человек покинуть страну». Спрашиваю нового знакомого: а что за диктатор хочет выселить миллион грузин?
«Миллион? Зачем читаешь такое? Сказал же: из больницы он пишет. Больной человек…»
И еще. Сегодня епископ Грузинской православной церкви, архиепископ Бодбийский Яков во время службы обратился к президенту Саломе Зурабишвили с вопросом: для чего проводятся акции, и «кровь чьего ребенка» хотят пролить организаторы?
Ответа пока не последовало. На момент написания этих строк акция протеста продолжается, но довольно мирно, ничья кровь, к счастью, не пролилась. Но руководители оппозиции на своих страничках в соцсетях обещают: «В Тбилиси в ближайшие дни ежедневно будет проходить множество мероприятий».
Что подразумевают под нейтральным словом «мероприятия» — интрига. Очень тревожная.