Политическая осень в Грузии входит в самую сложную для радикальной оппозиции пору. Электорат устал.
«Да реально надоело все это, — говорит Тимур, мой сосед по вагону скоростного поезда Тбилиси — Зугдиди. — Вторую неделю одно и то же: бюллетени, проценты, украденные голоса. Что-нибудь новое нам скажите! Вот если ты мой сосед, я тебе каждый день про бюллетени буду кричать в окно, то…» Тимур на минуту задумался. Да, а что тогда? Подсказываю: ты голос сорвешь, а у меня наступит нервное истощение. И — оба на бюллетень.
Засмеялись даже наши соседи по вагону. Хотя вроде и не участвовали в нашей беседе. Но это же Грузия, всем до всего есть дело. Могут в любой момент вклиниться в беседу, и сразу на «ты».
А сейчас о кратком моменте политического единения. Заядлые враги — и правительство, и оппозиция, — поздравляют Дональда Трампа с победой. В этом хоре сложно выделить что-то нестандартное. По-моему, удалось только одному: сидельцу Михаилу Саакашвили. Прямо из больничной палаты с решетками на окнах он поведал очередную занимательную историю. Вот звонит ему как-то Трамп, говорит: «Миша, хочу в президенты пойти. Как думаешь, есть у меня шансы? В меня в Америке не особенно верят». И что вы думаете, Саакашвили Трампа поддержал. Так и сказал: «Иди, я в тебя верю».
«Да надоело все это, — говорит мой сосед в поезде Тбилиси-Зугдиди. — Вторую неделю: бюллетени, проценты, украденные голоса. Что-то новое нам скажите!»
Если думаете, что я вам несмешные политические анекдоты пересказываю, то напрасно. Заметки из больницы от Саакашвили перепечатывают даже серьезные грузинские каналы. Как ему Трамп в больницу дозвонился? Так это не сейчас было, а 10 лет назад.
«Дурак этот твой Саакашвили, — неполиткорректно резюмирует житель Гори Георгий. — У нас в центре города стоял отличный бюст Сталину. Никому не мешал. Вот смотри, я специально на телефон его снял. Саакашвили, когда был при власти, приказал убрать. Теперь тов. Сталин лежит лицом в грязь на одном нашем заводе. Я и это для истории зафиксировал. Нет, ты смотри-смотри. Ну умному человеку такое придет в голову?».
Ах да, я до Зугдиди не доехал. Вышел в Гори. Мне тоже поднадоели митинги в Тбилиси. Стали какими-то неинтересными: рутина. Захотелось в провинцию, ближе к простому народу. И вообще, почему все говорят только про позицию и оппозицию, а где тут у вас коммунисты? Почему о них молчат?
Без всякой иронии: слышал о них немало хорошего, выступают они за то, чтобы Грузия и Россия жили в мире и согласии, восстановили дипотношения.
Где их найти? В Гори езжай, посоветовали грузины. Там, наверное, 7 ноября они к памятнику Сталина цветы будут возлагать. А еще там проспект Сталина в самом центре. Там его отчий дом, музей, памятник и даже любимый вагон.
Ну если еще и вагон, то я поехал…
Гори примерно в 90 км на северо-запад, час на поезде. И вот я уже иду по проспекту Сталина. Наверное, надо объясниться: лично я ни капельки не сталинист, но обожаю историю. Самое любимое: взглянуть на мир глазами судьбоносных личностей истории (тиранов, вождей, кумиров — ненужное зачеркнуть). Сын сапожника из глухого грузинского захолустья стал человеком, с которым считался весь мир. Не феномен разве? Как он здесь жил, что видел, в каких условиях провел босоногое детство?
Коротко о главном. Музей Сталина оставил сильное впечатление: час-полтора здесь пролетит незаметно. Любимый сталинский вагон на месте. Как и его отчий дом.
А вот коммунистов я не встретил.
Мне объяснили: за любую демонстрацию советской символики — зверский штраф, при повторном нарушении на 15 суток на нары. А как коммунистам без серпа и молота?
Да, и 7 ноября в Грузии будний день. В ноябре только один праздник: День святого Георгия Победоносца. Но это 23 ноября, до него еще дожить надо.
Российская газета — Федеральный выпуск: №254(9496)