Оппозиция — совесть правительства, но она должна быть легитимной

0
256

В ходе практически всех избирательных кампаний, как выборов в Парламент, так и Президента Узбекистана, отдельными представителями так называемых оппозиционных сил муссируется тема отсутствия подлинной конкурентной борьбы, и ограничения участия оппозиции в избирательном процессе.

Подобные выводы зачастую подхватываются отдельными международными организациями мониторящими ход политико-правовых преобразований, осуществляемых в Узбекистане.

Соответственно проблематика «оппозиции» актуализируется от выборов и к выборам. Этому есть много объяснений. Традиционно политическая оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») понимается ка движение, одна или несколько политических партий или групп, идеологически противостоящие, действующей власти. При этом традиционно выделяются два типа оппозиции — системная и не системная. (https://parliamentum.org/2011/08/27/her-majestys-loyal-opposition/)

Системная оппозиция признает незыблемость основных политических, социальных и экономических институтов общества и расходятся с действующей властью главным образом в выборе путей и средств, достижения общих стратегических целей. Их деятельность находится в рамках сложившейся политической системы и не направлена на подрыв её устоев.

Несистемная оппозиция отрицает имеющуюся систему политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение существующего хода политического процесса. (https://www.ned.org/docs/Samuel-P-Huntington-Democracy-Third-Wave.pdf)

Узбекистан пережил годы крайне негативного восприятия оппозиционности, при котором, оппозиция рассматривалась как источник социальной и политической дестабилизации, угроза миру и порядку, как институт и феномен, который способен привнести только негативные последствия.

Формированию такого восприятия, способствовали многие факторы. В числе которых: незрелость политической культуры, аффелированность оппозиции с внешними силами, её инициативы по радикальному переустройству общества и свержению конституционных органов власти, наличие угрозы радикализма, крайне негативный опыт заигрывания с оппозицией в соседних странах и др.

До принятия в 2007г. Конституционного закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» (https://lex.uz/docs/1164598) в Узбекистане превалировала система политических убеждений, которая с подозрением или негативно относилась к институту оппозиции.

Конституционного закон 2007г. легитимизовал институт парламентской оппозиции. В соответствии со ст. 4 закона «Фракции политических партий, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными».

После начала системных преобразований, запущенных в 2016г. отношение к оппозиции в республике стало кардинально меняться. Предубеждение что в условиях острых социально-экономических проблем, она может «раскачать» ситуацию и нанести ущерб национальной безопасности стало меняться.

Сегодня все большую поддержку получает тренд в пользу восприятия оппозиции как неотъемлемой составляющей политического процесса. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев касаясь указанной темы заявил в Узбекистане может и должна существовать политическая оппозиция, однако она должна появиться внутри страны. (https://www.gazeta.uz/ru/2019/12/27/opposition/)

Характеризуя ход избирательной компании по выборам президента, отметим, что системная оппозиция в лице политических партий «Миллий тикланиш», «Адолат», НДПУ и Экологической партии Узбекистана продвигают альтернативные подходы к приоритетам государственной внутренней и внешней политики, средствам и методам их реализации содержащиеся в предвыборной платформе кандидата от Либерально-демократической партии Узбекистана, действующего президента страны.

При этом отметим, что участвующие в выборах партии представляют интересы не только своих членов ЎзЛиДеП (порядка 1 миллиона), НДПУ (520 тыс.), СДП «Адолат» (458 тыс.), Экологическая партия 420 тыс.) «Миллий тикланиш» 400 (тыс.) но и предпочтения своего электората.

Что касается участия несистемной оппозиции в выборах отметим, что утверждения о недопущении оппозиционных кандидатов к выборам не состоятельны.

Законодательство Узбекистана установило общие для всех требования к участию в выборах и регистрации кандидатов от политических партий в избирательном процессе.

Закон «О политических партиях» установил требование для регистрации политической партии — наличие подписей свыше двадцати тысяч граждан Республики Узбекистан. (https://www.lex.uz/acts/57033)

Не подлежат регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан и актам законодательства Узбекистана.

При этом в положении о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций особо оговаривается, что отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания не допускается, и он может быть обжалован в установленном порядке в Верховном суде Республики Узбекистан. (https://www.lex.uz/acts/2356874#2358108)

Сложно назвать страну законодательство которой разрешает участие в выборах сил, призывающих в смене конституционного строя, тем более что если они финансируются из сомнительных источников и дислоцируются за рубежом. Практика же участия в выборах на высшие государственные должности иностранных граждан в зарубежных юрисдикциях не применяется. Также в подавляющем большинстве стран при выборах глав государств установлены цензы оседлости, образования,  

Что касается неучастия в выборах разного рода политических движений типа «Хакикат ва тараккиёт», НДУ, «Эрк», «Бирдамлик» и др. отметим, что они не были зарегистрированы как вследствие продвижения инициатив, противоречащих законодательству, дислоцирования их за рубежом, так и из-за элементарного отсутствия достаточного количества голосов в их поддержку. Отказ в их официальной регистрации в судебном порядке соответственно не рассматривался.

Констатируя вышеизложенное отметим, что в Узбекистане установлены общепризнанные требования к участию политических партий в избирательном процессе. Для всех партий, участвующих в выборах установлены единые требования.

С развитием политического сознания и активности узбекистанского общества системная оппозиция все больше воспринимается как неотъемлемый компонент политической конкуренции и гарантией устойчивого демократического развития страны.

К примеру Первый заместитель главы Сената Садык Сафаев назвал оппозицию одним из ключевых факторов устойчивого развития общества. «Без неё, без критики, то есть без альтернативных идей общество не может развиваться». Общество заинтересовано в появлении оппозиции, но она должна сформироваться естественно. — подчеркнул он(https://www.gazeta.uz/ru/2021/09/10/opposition/)

Соответственно можно констатировать, что утверждения отдельных представителей так называемой несистемной оппозиции о существующем запрете на её участие оппозиции в выборах являются безосновательными.

В ходе избирательной компании по выборам президента Узбекистана 2021г. кандидаты в президенты, а также их представители апробируют различные модели конкурентной борьбы, с широким вовлечением участников избирательного процесса.

Естественно не все может оцениваться позитивно, имеется масса недоработок, что, объективно говоря связано с отсутствием опыта и возможно навыков политической борьбы.

Но все вовлеченные участники осознают ответственность за судьбу народа Узбекистан и понимают, что декларирование безответственных заявлений не является проявлением оппозиционности.

Б. Исмаилов,

д.ю.н., профессор .

Источник: nuz.uz

Предыдущая статьяВеличина прожиточного минимума в июле – сентябре этого года повысилась на 22 процента
Следующая статьяМИД Узбекистана: вопрос размещения в Узбекистане вооруженных сил США для борьбы с терроризмом не стоит и не обсуждается

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь