МВФ оценил перспективы развития экономик Ближнего Востока и Центральной Азии

0
174

Международный валютный фонд опубликовал доклад «Перспективы развития региональной экономики: Ближний Восток и Центральная Азия».

I. Основные моменты по текущему состоянию мировой экономики.

Первое, пандемия коронавируса продолжает распространяться по региону, но при этом страны постепенно начинают запускать работу большинства секторов экономики. Как отмечают эксперты, необходимые меры в области здравоохранения, предпринятые в ответ на пандемию, привели к сильному снижению мобильности и сопровождаются высокими экономическими издержками. Вследствие этого в регионе в 2020 г. прогнозируется снижение реального ВВП на 4,1%. Это сокращение на 1,3% больше, чем прогнозировалось в апреле 2020 г.

Второе, состояние торгового баланса в ряде стран (Пакистан, Тунис, Узбекистан) улучшилось, поскольку произошел спад экономической активности и сократился импорт. Хотя в первой половине 2020 г. отмечалось значительное сокращение экспорта в диапазоне от 1% ВВП в Пакистане до 4% ВВП в Узбекистане, импорт уменьшился в той же или даже большей степени.

Третье, вследствие ослабления туризма и уменьшения притока денежных переводов, являющихся важными источниками доходов для региона, пострадал потребительский спрос. В течение первой половины 2020 г. отмечалось уменьшение денежных переводов в диапазоне от 6% относительно предыдущего года в Узбекистане до более 25% – в Кыргызстане.

Четвёртое, страны-экспортёры нефти пострадали сильнее всего вследствие двойного удара пандемии и вызванного ею резкого спада спроса и цен на нефть. В условиях падения цен на нефть и объемов добычи в первой половине 2020 г. сильно уменьшились поступления от нефти. Согласно прогнозам МВФ, цены на нефть повысятся до уровня 48 долл. за баррель в среднесрочной перспективе, оставаясь на 25% ниже среднего за 2019г.

II. Прогнозы по экономическим перспективам региона Ближнего Востока и Центральной Азии.

Как отмечают эксперты, экономические перспективы региона по-прежнему осложняются значительной неопределенностью. При этом основные моменты относительно перспектив региона следующие.

Первое, кризис усугубил значимые факторы уязвимости
в регионе,
в т.ч. такие, как чрезмерная задолженность, повышенные потребности в финансировании, подверженность волатильности нефтяного рынка, высокий уровень безработицы и значительная доля неофициальной экономики. Все эти факторы могут препятствовать подъему и усиливать долгосрочные последствия кризиса.

Второе, компании, пережившие первый период изоляции, могут оказаться не в состоянии пережить второй, поскольку сохраняющаяся необходимость социального дистанцирования продолжает негативно сказываться на секторах с высокой интенсивностью личных контактов. При этом очередное введение мер изоляции приведет к дальнейшему снижению производительности, по мере превращения принудительных неоплачиваемых отпусков и сокращения рабочих часов в потерю рабочих мест.

Третье, неравенство, вероятно, также увеличится, поскольку кризис наиболее сильно сказывается на рабочих местах в неофициальном секторе, а система социальной защиты остается слабой. Кроме того, закрытие школ оказывает значительное влияние на молодежь из менее обеспеченных семей, что ведет к долгосрочным последствиям.

Четвёртое, вследствие низкого доступа малых и средних предприятий к финансированию проблемы с ликвидностью могут привести к неплатежеспособности.

Все эти факторы будут сказываться на увеличении существующих социальных разрывов, потенциально создавая условия для широкого социального недовольства и политической нестабильности после снятия ограничений. Также эти факторы приведут к усугублению потенциальных проблем в сфере государственных финансов и долга, поскольку правительствам придется принимать трудные решения, касающиеся отмены экономической поддержки.

III. Рекомендации по вопросам политики на ближайшую
и среднесрочную перспективу.

1. Сдерживать кризис здравоохранения в странах, где снова увеличивается количество случаев заболевания. В странах, где восстановлена открытость и темпы распространения заболевания находятся под контролем, следует продолжить укрепление потенциала сектора здравоохранения для безопасного возвращения людей на рабочие места, используя для этого своевременное тестирование, меры отслеживания и карантина, практику безопасного дистанцирования и меры самоизоляции.

2. Сохранять поддерживающий характер налогово-бюджетной политики. Продолжение наиболее важных мер поддержки увеличивает бюджетные издержки и государственный долг, но преждевременная их отмена может сорвать зарождающийся подъем и привести к еще большим издержкам для бюджета.

3. Расширять социальные расходы для защиты наиболее уязвимых групп. По мере необходимости государственные органы могут усилить меры социальной защиты и помощи, такие как оплачиваемые отпуска по болезни и по семейным обстоятельствам, расширение круга лиц, имеющих право пользования страхованием от безработицы, и увеличение покрытия пособий на медицинское обслуживание.

4. Странам с низкими доходами и уязвимым странам следует стремиться к получению поддержки в форме льготного финансирования, грантов и облегчения бремени задолженности. Курс денежно-кредитной и финансовой политики должен оставаться адаптивным, а интервенции центрального банка необходимо сосредоточить на сохранении низкой стоимости заимствования и благоприятных условиях кредитования.

5. Компании в некоторых секторах могут переходить от проблем с ликвидностью в состояние угрозы неплатежеспособности. Для поддержания финансовой стабильности необходимо вливание капитала в некоторые банки и нефинансовые компании, имеющие системную значимость. При этом следует позаботиться о том, чтобы это не оказало чрезмерного влияния на балансы центральных банков.

Источник

Предыдущая статья57% предприятий в Узбекистане, считают, что перспективы развития их бизнеса улучшатся — опрос ЦЭИР
Следующая статьяКак продвигается центральноазиатская климатическая политика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь