Сегодня, 17 октября, видному политическому и государственному деятелю нашей страны Шоди Шабдолову исполняется 80 лет.
Фото: предоставлено Шоди Шабдоловым
В течение почти 25 лет он возглавлял Коммунистическую партию Таджикистана и 4 раза избирался депутатом парламента. Его считали одним из немногих политиков и активных депутатов парламента Таджикистана, которые всегда открыто и смело выражали свою позицию по важным вопросам. В 2016 году он отошел от политической деятельности и вышел на пенсию.
Накануне своего дня рождения, несмотря на послеоперационное состояние, Шоди Шабдолов рассказал «Азия-Плюс» о главных вехах своей жизни.
— Вы родились и выросли в интеллигентной семье. Сказывалось ли это в повышении ответственности при учебе и в поведении?
— Несомненно. За хорошую учебу и примерное поведение я считал себя ответственным не только перед родителями, которые были настоящими учителями, но и перед родственниками и членами общества.
Мама помогала мне готовить домашнее задание, а отец, будучи учителем математики, помогал изучать точные науки и следил за моей учебой. Поэтому на мое поведение не жаловались, и школу я окончил на отлично.
Вклад в подготовку специалистов
— После школы вы поступили в Политехнический институт. Почему выбор пал именно на точные науки?
— На самом деле я хотел стать архитектором. В 1960-е годы экзамены для поступления в высшие учебные заведения республики для тех, кто жил в Хороге, проходили там же. Я подал документы в Политехнический институт, успешно сдал экзамены, а во время разговора с одним представителем института он спросил, на какой факультет я бы хотел поступить. Я сказал, что на факультет архитектуры.
Он похвалил меня за выбор, но заметил, что для Горно-Бадахшанской автономной облати сейчас нужнее энергетики — ведь без источников энергии не может развиваться не только промышленность, но и строительство.
Так вот, по совету этого человека я и поступил на факультет энергетики.
— Вы окончили институт по специальности «инженер-электромеханик» и начали работать в качестве преподавателя в техникуме энергетики Курган-Тюбе. Это был ваш выбор или воля руководства института?
Шабдолов предлагает таджикским властям наладить контакты с талибами
— И то и другое. В то время местных специалистов в энергетической отрасли было единицы. Я хотел внести свой вклад в подготовку местных специалистов.
Два года плодотворно работал в техникуме, а в 1967 году меня призвали на службу в Вооруженные силы. После продолжил работу в техникуме.
Через несколько месяцев по просьбе исполкома Совета народных депутатов ГБАО меня пригласили на должность главного инженера электрических сетей области.
— Чем именно вы занимались на этой должности?
— Во второй половине 1960-х годов в Дарвазском, Ванджском, Рушанском и Мургабском районах были построены малые ГЭС. Будучи главным инженером электрических сетей региона, я руководил строительством линий электропередачи, а также возведением ГЭС «Хорог» и «Намадгуд» в Ишкашимском районе, помогал строителям и давал рекомендации.
Благодаря усилиям строителей, мы полностью сдали в эксплуатацию Хорогскую и Намадгудскую ГЭС. К 1974 году генерируемые мощности были доступны потребителям.
Кроме того, в некоторых населенных пунктах мы также установили дизельные электрические сети. Благодаря этому большинство отдаленных сел региона были обеспечены электроэнергией.
Партийная работа
— В 1974 году вы перешли на партийную работу. Почему?
— В 1970 году по настоянию моего школьного учителя, в то время первого секретаря парткома города Хорога Аскаршо Авзалшоева, меня приняли в члены Коммунистической партии Советского Союза.
А спустя время по предложению первого секретаря обкома Хушкадама Давлаткадамова и решением бюро меня назначили заведующим отделом промышленности и транспорта обкома партии.
С вводом в эксплуатацию малых электростанций в регионе быстрыми темпами началось строительство промышленных предприятий. Отдел курировал строительство и ввод в эксплуатацию промышленных предприятий и учреждений социально-культурного назначения.
Если начну рассказывать о процессе строительства и ввода их в действие, будет написано много страниц. Результатом нашей работы стало то, что промышленность региона росла с каждым годом.
— Как и почему вы поехали в Демократическую Республику Афганистан?
— На тот момент прошло всего два года после Апрельской революции в Афганистане. В эту страну меня направили в качестве старшего советника секретариата ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Почему меня? Потому что у меня был хороший опыт организационной и партийной работы, а также знание языка и обычаев народа этой страны.
Моей задачей во взаимодействии с представителями ЦК КПСС было дать указания членам партии по улучшению политического, экономического и социального положения этой страны.
В какой-то степени нам удалось привести партийную работу в определенную систему. А как они приняли и выполнили наши указания — другая сторона вопроса.
— После возвращения на родину вы некоторое время работали заместителем заведующего отделом промышленности ЦК КП Таджикистана, а затем вас избрали первым секретарем парткома Хорога. Каким было экономическое и социальное положение города спустя 9 лет?
— До середины 1980-х годов экономическое и социальное положение города было неплохим. Промышленные предприятия бесперебойно работали. Горкому также было поручено руководство и контроль за состоянием народного хозяйства Шугнанского района, в состав которого входил Рошткалинский район. Работы в сфере земледелия и животноводства, а также других направлений деятельности сельскохозяйственной сферы также были удовлетворительными.
Однако с объявлением Горбачевым курса перестройки экономическое и социальное положение города, как и всего региона и страны, начало ухудшаться.
Правительство США и Памирская энергетическая компания электрифицируют отдаленные села в Таджикистане
Несмотря на все экономические и социальные проблемы, партийный комитет благодаря поддержке, честному и ответственному труду жителей города и района сохранял стабильность ситуации.
С учетом недостатка электроэнергии и в связи с вводом в эксплуатацию сравнительно крупных промышленных предприятий в городах и районах области, в селе Танг Шугнанского района началось строительство ГЭС «Памир-1». Эта электростанция была первой из серии электростанций, которые по плану правительства республики должны были быть построены на реке Гунд.
До конца моего пребывания в этой должности была проделана большая работа по ее строительству, и она должна была быть введена в эксплуатацию в 1990 году.
Однако, как я уже сказал, состояние экономики страны начало ухудшаться. По этой причине, несмотря на героические усилия энергетиков региона, первый агрегат электростанции был введен в эксплуатацию лишь в 1994 году.
Компартия Таджикистана
— В трудные моменты 1990-х вы вошли в состав руководства ЦК КП Таджикистана, а позже взяли на себя его руководство. Какова была работа в то время и как вам удалось вновь превратить Партию в действующую влиятельную политическую силу?
— События августа 1991 года, распад Советского Союза и Советской коммунистической партии заметно осложнили положение теперь независимого Таджикистана.
Несмотря на угрозы и препятствия, наша Коммунистическая партия на внеочередном съезде приняла решение об исключении из состава КПСС, утвердила Устав и другие документы самостоятельной программы Коммунистической партии Таджикистана.
Эти наши действия стали причиной угрозы дальнейшей деятельности партии. Дело дошло до того, что этот вопрос стал предметом обсуждения в Верховном Совете Республики Таджикистан. Несмотря на угрозы, насилие и намерения убийства коммунистов, съезд состоялся.
В связи с нестабильной ситуацией в стране второй период съезда был назначен на конец 1991 года. Руководство партией было поручено оргкомитету во главе со мной.
Шоди Шабдолов: никогда не вернусь в руководство Компартии Таджикистана
Между тем 2 октября 1991 года сессия Верховного Совета, где почти 90 процентов его представителей были коммунистами, решила приостановить деятельность Коммунистической партии Таджикистана до декабря того же года.
В очень сложной ситуации, даже после убийства нескольких коммунистов в разных уголках страны, 18-19 января 1992 года оргкомитет сумел провести второй тур съезда. Депутаты отменили предыдущее решение об изменении названия партии на Социалистическую партию, восстановили ее прежнее название — Коммунистическая партия Таджикистана — и избрали меня на должность председателя.
Партия пыталась стабилизировать политическую ситуацию в стране, которая уже переросла в вооруженный конфликт между противоборствующими сторонами. На XXIII съезде вместе с анализом политического положения страны и путей выхода из него, были приняты программа и устав партии в новой редакции.
В последующие годы КПТ сотрудничала с правительством и президентом Таджикистана в борьбе с любыми проявлениями терроризма, экстремизма, местничества, нацизма, религиозного экстремизма и контрабанды.
Однако в начале 1997 года все имущество партии было конфисковано…
Несмотря на наше сложное финансово-экономическое положение, участвуя в политических кампаниях страны, мы активно способствовали обеспечению мира в стране.
Согласно решениям 24-го и 25-го съездов Партия активно участвовала в выборах президента Таджикистана, выборах Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли и местных маджлисов и завоевала мандат.
«Я служил народу столько, сколько мог»
— На какие принципы вы опирались во время работы в парламенте страны?
— Наша деятельность группы коммунистов была совершенно единой и сплоченной. Все политические, экономические и социальные вопросы обсуждали беспристрастно, объективно и по справедливости.
Обсуждаемые законы мы анализировали на предмет соответствия требованиям всеобщих универсальных нормативно-правовых документов. Сами проявляли законодательную инициативу. Большинство принятых законов соответствуют универсальным правовым стандартам и признаны международными институтами. Если мы будем соблюдать и выполнять их беспристрастно и справедливо, развитие экономики страны будет обеспечено.
— А какого главного принципа в жизни придерживаетесь вы, как человек?
— Это опять же беспристрастность, объективность и справедливость. Ни при каких обстоятельствах я не менял свою позицию.
Своей деятельностью в партии, работой в качестве депутата, своими знаниями и возможностями я служил народу столько, сколько мог.
Благодарен за то, что сегодня в семейной среде с любимой супругой, детьми и внуками я наслаждаюсь жизнью на старости лет.