МИД Таджикистана заявляет, что наблюдатели от ОБСЕ сами виноваты – «они нарушили процедуру».
Парламентские выборы 2020 года.
Фото: Asia-Plus
Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в своем заявлении сообщило, что из-за «отсутствия гарантий со стороны властей Таджикистана в отношении регистрации или аккредитации наблюдателей» оно не направит своих наблюдателей для оценки парламентских выборов в Таджикистане, назначенных на 2 марта 2025 года.
Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана (ЦИК) отказалась комментировать это заявление ОБСЕ, МИД заявляет, что они сами нарушили процедуру, а эксперты считают, что присутствие или отсутствие наблюдателей от этой организации на выборах не повлияет на избирательный процесс.
«Гарантий не предоставили»
БДИПЧ ОБСЕ планировало направить в Таджикистан 20 долгосрочных и 150 краткосрочных наблюдателей для мониторинга прозрачности парламентских выборов, но теперь отказалось от этого.
ОБСЕ не будет наблюдать за парламентскими выборами в Таджикистане
Долгосрочные наблюдатели – это те, кто прибывает в страну задолго до выборов и следит за всеми этапами подготовки, предвыборным процессом, голосованием и подсчетом голосов.
Краткосрочные наблюдатели присутствуют только в дни, непосредственно предшествующие выборам, или в день голосования, контролируя процесс на избирательных участках.
Обе группы играют важную роль в обеспечении прозрачности и законности выборов.
«Мы искренне сожалеем, что наблюдение за предстоящими парламентскими выборами в Таджикистане теперь невозможно. Отсутствие официальных гарантий для работы наших наблюдателей за месяц до дня выборов вынудило нас отказаться от мониторинга», – заявила Мария Телалян, глава Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ 4 февраля.
ЦИК Таджикистана также отказался комментировать это заявление представителя ОБСЕ.
«Мы не закрывали перед ними двери»
Министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Муҳриддин вчера, 11 февраля на пресс-конференции разъяснил ситуацию.
Он сказал, что БДИПЧ ОБСЕ дважды предлагал сроки для регистрации наблюдателей: сначала до 31 января, а затем до 3 февраля. Они ожидали, что Таджикистан зарегистрирует их миссию в эти сроки.
«Центральная комиссия по выборам и референдумам имеет свой порядок и правила. В те сроки, которые они запрашивали для регистрации наблюдателей, руководство нашей комиссии находилось на выборах в Беларуси и других странах. Поэтому мы не смогли зарегистрировать их 31 января и 3 февраля», – пояснил министр.
Сироджиддин Муҳриддин
Муҳриддин отметил, что после этого представители БДИПЧ ОБСЕ довели этот вопрос «в негативном свете» до всех членов организации на Постоянном совете ОБСЕ в Вене.
«В этом вопросе у Таджикистана нет никакой вины. Это они нарушили процедуру и ушли. Несмотря на это, двери для всех структур ОБСЕ остаются открытыми, и мы готовы к сотрудничеству. Мы не закрывали перед ними двери», – подчеркнул глава МИД.
Присутствие или отсутствие наблюдателей ОБСЕ ничего не меняет?
Таджикские эксперты, указывая на слабую роль наблюдателей ОБСЕ в избирательном процессе, считают, что их участие или неучастие не оказывает влияния на ход выборов.
Профессор Ибрагим Усмонов, бывший депутат парламента, говорит:
«Лучше было бы, если бы наблюдатели ОБСЕ приехали и следили за выборами, но их отсутствие не повлияет на сам процесс – выборы все равно состоятся».
«Выборы – это внутреннее дело каждой страны, а международные организации хотят понять, способна ли эта страна проводить выборы самостоятельно или нет. Исходя из своих наблюдений, они делают выводы и дают рекомендации по улучшению ситуации», – отметил Усмонов.
В Таджикистане решили обеспечить прозрачность выборов с помощью новых технологий
Сайфулло Сафаров, глава Ассоциации политологов Таджикистана и бывший первый заместитель директора Центра стратегических исследований, также заявил: «Наличие или отсутствие наблюдателей ОБСЕ на выборах в Таджикистане не оказывает никакого влияния».
«Даже если они будут, то просто наблюдают и не вмешиваются в избирательный процесс. Только мы сами можем провести выборы прозрачно или нет», – подчеркнул Сафаров.
Он также отметил, что «нет необходимости, чтобы парламентские выборы в Таджикистане контролировались какой-либо международной организацией, поскольку в стране есть оппозиционные политические партии, которые могут следить за процессом выборов».
Опыт наблюдения и рекомендации
Наблюдателей ОБСЕ для мониторинга парламентских и президентских выборов правительство Таджикистана приглашает с 1995 года.
За 30 лет эта организация наблюдала за восемью избирательными кампаниями в стране.
Наблюдатели ОБСЕ пришли к выводу, что выборы в Таджикистане не соответствовали международным стандартам и не проводились демократично и прозрачно. Власти республики всегда отвергали эти оценки.
Организация представила свои рекомендации правительству Таджикистана для улучшения ситуации, но в одном из своих отчетов подчеркнула, что ни одно из предложений не было учтено.
Из заключительного отчёта БДИПЧ по президентским выборам 11 октября 2020 года:
Рекомендовалось создать равные условия для всех кандидатов, включая равный доступ к средствам массовой информации и исключение привилегий для действующего президента.
Была подчеркнута необходимость повышения прозрачности на всех этапах избирательного процесса, включая работу избирательных комиссий, регистрацию избирателей и подсчёт голосов.
Рекомендовалось обеспечить независимость СМИ и их свободу в освещении избирательной кампании, а также устранить цензуру и давление на журналистов.
Была указана необходимость создания эффективных механизмов для рассмотрения жалоб и обращений, связанных с избирательным процессом, чтобы обеспечить справедливость и подотчётность.
Кандидаты и партии
Парламентские выборы в Таджикистане проводятся раз в пять лет. Очередные выборы назначены на 2 марта 2025 года.
ЦИК зарегистрировал 68 кандидатов от 6 политических партий страны.
С этой недели начнется предвыборная агитация.
В нижнюю палату парламента избираются 63 депутата: 41 – от одномандатных избирательных округов и 22 — по спискам политических партий по единому общереспубликанскому избирательному округу.
ЦИК зарегистрировал кандидатов от партий по республиканскому округу в следующем соотношении:
В ЦИК сообщили, что всего было представлено 70 кандидатов. Однако двое из пяти, выдвинутых на съезде кандидатов от Демократической партии Таджикистана, сняли свои кандидатуры: один из кандидатов был снят из-за назначения главой Нурабадского района, а второй снял свою кандидатуру по общереспубликанскому округу и был выдвинут от одномандатного округа Согдийской области.
Народная демократическая партия Таджикистана выдвинула 28 кандидатов на парламентские выборы. Кто они?
Сейчас неизвестно, сколько кандидатов от одномандатных округов было предложено политическими партиями для участия в выборах и сколько из них зарегистрировано – в Центризбиркоме не предоставили такой информации.
В настоящее время большая часть из 63 мест в парламенте принадлежит правящей партии – Народно-демократической партии Таджикистана (НДП).
Аграрная партия имеет 7 представителей, а Партия экономических реформ – 5 представителей. Коммунистическая партия имеет двух депутатов, а Социалистическая и Демократическая партии имеют по одному месту.
Единственным представителем Демпартии был ее председатель Саиджафар Усмонзода, который летом прошлого года был арестован по обвинению в «попытке государственного переворота» и 5 февраля текущего года приговорен к 27 годам лишения свободы.
СДПТ, ранее считавшаяся оппозиционной партией, никогда не имела представительства в парламенте.
Все эти партии, открыто или скрыто, поддерживают власть; независимые эксперты утверждают, что они не оказывают значительного влияния на политическую ситуацию в стране.