В Таджикистане хотят создать IT Park. Получится?

0
414

Эксперты приветствуют саму идею, но скептически относятся к ее воплощению при существующих реалиях.

Но чтобы этот проект стал будущим двигателем экономики, а не очередной неработающей площадкой нужно: снизить налоговое бремя, воспитать кадры, и, конечно, решить вопрос с медленным и дорогим интернетом.

О том, что в Таджикистане хотят создать технопарк в области информационно-коммуникационных технологий, в конце минувшей недели неожиданно сообщил Минпром страны.

Этот вопрос обсуждался на панельной дискуссии с участием местных и международных специалистов 10 марта.

Чтобы сразу было понятно – IT Park – это комплекс объектов, зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения запуска и выведения на рынок перспективных стартап-проектов, это экстерриториальная свободная экономическая зона для IT-компаний, в том числе, за счет интеграции с научно-образовательными организациями. То есть, это место, где активные и талантливые люди в сфере IT получат реальный шанс для трансформации своих идей в настоящие бизнес-проекты за счет бухгалтерской, юридической, маркетинговой и образовательной поддержки. 

«Таджикистан с использованием передового опыта зарубежных стран намерен создать в стране IT Park – новые парки информационных технологий», – сообщил секретариат министерства.

К таким странам в министерстве причисляют Узбекистан, Грузия, Молдова, Украина и Беларусь.

Замминистра промышленности и новых технологий Фарход Билолзода в ходе состоявшейся 10 марта дискуссии отметил важность создания парков информационных технологий для развития экономики путем ее цифровизации.

Он подчеркнул, что большинство стран Евразии, включая Узбекистан, Грузию, Молдову, Украину, Беларусь, создали такие парки и добились определенные успехи.

Замминистра сказал, что IT Park будет частью работы министерства, которая направлена на внедрение новых технологий, в том числе, для обеспечения доступа населения сельской местности к высокоскоростному интернету. Он пояснил, что уровень проникновения интернета усложняет доступ сельских жителей к новым технологиям.  

«Я уверен, что создание данной площадки создаст возможности для дальнейшего развития республики», – заключил Билолзода.

В организации дискуссии Минпрома поддержали Университет Центральной Азии и международная консалтинговая компания «StrategEast».

Опыт Грузии

Президент компании «StrategEast»  Анатолий Моткин рассказал участникам мероприятия о внедрении IT-индустрии в Грузии, которая сегодня славится своей уникальностью, занимая первые места в соответствующих глобальных рейтингах.

По его словам, «StrategEast» в начале минувшего десятилетия для внедрения IT Park индустрии в Грузии совместно с партнерами работала в четырех направлениях:

Шерали Кабир: Блокчейн технологии – будущее таджикской экономики

–  популяризация, то есть убеждали правительство Грузии в необходимости этого сектора, международных финансовых институтов – принять участие в этом, а международных IT компаний – вкладывать капитал;

– образование, в рамках которого предоставили местной молодежи возможности получить новую профессию за 4-9 месяцев (без отрыва от работы или основную учебу), а тем, кто успешно заканчивает учебу, получают гарантированную работу в одной из международных ИТ компаний, привлеченные на грузинский рынок;

– создание экосистемы, что предполагает создание совместно с правительством всех необходимых условий для работы IT-компаний, продвижение местных стартапов на международный рынок;

– привлечение прямых инвестиций, то есть, информирование мировой IT индустрии о созданных условиях и удобствах для вхождения на местный рынок.

К главным результатам работы в Грузии Моткин отнес создание льготного налогового режима, системы обучения специалистов, открытие представительства ряда крупных международных компаний, создание несколько сот высокооплачиваемых рабочих мест для молодых профессионалов, а также рост доли IT-сектора в ВВП и экспорте Грузии.

Он назвал колоссальным достижением IT-сектора Грузии разработку цифровых продуктов для одного из крупнейших супермаркетов США и Международного валютного фонда.

«Грузинскую модель IT индустрии можно внедрить в любой стране, в том числе и в Таджикистане», – заключил глава «StrategEast».

Рекомендации из Украины 

Член Наблюдательного совета украинского инновационного парка «UNIT» Дмитрий Еремин озвучил некоторые советы, которые могут пригодиться создателям таджикского IT Park.

В первую очередь он указал на важности предварительного создания Наблюдательного совета и включения туда «ребят с опытом», то есть, людей, которые разбираются в этой индустрии.

Еремин советует привлекать местных специалистов, так как они лучше разбираются в особенностях своей страны.

«Если вы думаете, что, привлекая парня из Силиконовой долины и решите все вопросы – сильно ошибаетесь. Потому что этот парень не будет погружен глубоко в ту культуру, которая есть в вашей стране», – считает он.

Украинский специалист отметил, что когда речь заходит об IT Park, многие зацикливаются на архитектуре.

«Тратят огромные суммы для создания домиков, которые ничего не значат, важно – интеллектуальное составляющее», – сказал он.  

Еремин обратил внимание на опыт Дубая, подчеркнув, что там создали «грандиозные здания и напичкали их всевозможными технологиями, но инновационная составляющая оказалась провальной, и теперь они вынуждены вложить инвестиции в IT индустрии Израиля, США, России и других стран». 

Он рекомендует строить парк на тех территориях, где выше интеллектуальный потенциал населения: «там, где больше умных ребят, где находятся нормальные вузы, чтобы компании не чувствовали «голод» из-за отсутствия персонала».  

Невмешательство власти в работу компаний специалист считает «очень важным фактором для успеха».

Три совета от таджикистанца, который работает IT-инженером в СберТехе

«Когда к нам приходил премьер-министр Гройсман (Владимир Гройсман занимал этот пост в феврале-декабре 2014, – прим. ред.), спросил, чем вам помочь, мы просили – не мешать», – сказал он.

Еремин коснулся также проблем с судебной системой, которая, по его мнению, практически одинаково действует во всех странах постсоветского пространства. 

Он указал на то, что суды, обычно, занимаются защитой интересов государства вместо объективного рассмотрения дел. 

Специалист рекомендует добиваться внедрения англосакского права: жесткая система контроля над действиями судов и правоохранительных органов, которая позитивно влияет на привлечение инвестиций.

Также он советует создавать систему по всей стране, а не ограничиться единичным парком.

«Если у вас будет один единственный парк, никакого серьезного продвижения не будет», – уверен Еремин.

Замминистра цифровой трансформации Украины Олександр Борняков отметил важность создания специального налогового режима и защиту этого бизнеса от пристального внимания силовиков.

Идея хорошая, но насколько она выполнима?

Независимые эксперты приветствуют саму идею, однако скептически относятся к ее воплощению в Таджикистане при действующих реалиях.

«Начинание хорошее, но вопрос в том, есть ли у нас кадры, которые, как говорили, решают всё», – рассуждает специалист в области финансов Илхом Махкамбоев.

Он отмечает и отсутствие соответствующей технической базы, указав, в частности, на проблемы с интернетом.

Экономический обозреватель Нур Сафаров считает, что для создания IT Park в стране пока не существует серьезной политической поддержки, финансовых ресурсов и технологической базы.

«Таджикистан находится в зачаточном состоянии в этой области. Для начала политическому «бомонду» надо определиться, хотят они качественный интернет и развитие IT-сектора в целом?», – подчеркнул он.

По мнению Сафарова, в этом вопросе важнее идеологическая часть, а не техническая.

«Если мы хотим быть максимально открытым обществом, проводить политику привлечения иностранных инвестиций и инноваций, то надо менять свое отношение к новым технологиям. Не будет перемен на уровне политики и управления, эффект будет на уровне zero», – заключил обозреватель.

Экономист Каримджон Ахмедов не понимает заявлений о цифровизации экономики, «когда интернет не соответствует минимальным требованиям, подавляющая часть населения не способна оплачивать даже его, а правительство может себе позволить в любой момент отключить сеть или банально заблокировать неугодные ресурсы».

«Давайте честно зададим себе вопрос: насколько это реально сегодня в Таджикистане? На мой взгляд, чиновники говорят о том, что не имеет под собой необходимого базиса, это просто трендовый разговор, ради разговора и не более того», – полагает он.

Какие еще проблемы нужно решить?

Немногочисленные специалисты, которые сегодня работают и продвигают IT-сектор Таджикистана, жалуются на высокое налоговое бремя, которое препятствует привлечению инвестиций.

«Сфера IT в Таджикистане развивается очень медленно и вовлекает совсем мало компаний, специалистов», – сказал руководитель «Алиф Технологии», замглавы «Алиф Банка» Усмонджон Миралиев.

«Даже если опустить коммуникационные сложности, налоговая нагрузка для IT-компаний очень высокая: до 79% в ряде случаев (например, при создании собственного ПО). В то же время, в соседнем Узбекистане есть компании, которые входят в IT-парк и платят всего 8% (например, чтобы сотрудник получил ровно $100 в виде зарплаты, нужно доплатить $8 в виде подоходного налога). Это позволяет им развиваться быстрыми темпами, набирать большие команды, обучать молодых специалистов, платить зарплату выше среднерыночной», – пояснил он.

По словам специалиста, для развития сектора важно давать налоговые послабления. «Мы можем применять опыт Узбекистана: «Алиф» работает в Ташкенте, является резидентом технопарка среди четырехсот других организаций, которые присоединились к IT-комплексу всего за два года», – отметил он.

Миралиев уверен, что создание благоприятных условий будет способствовать росту численности желающих работать в этой сфере. «Резиденты IT-парка в Узбекистане не выплачивают налог на доход с юрлиц, социальный налог и таможенную пошлину, они платят только налог на доход с физлиц 7% и 1% – оплата для развития технопарка», – подчеркнул он.

Сказал Миралиев и о проблеме кадров. 

«Мало разработчиков с хорошим опытом, обычно нужно готовить кадры под задачи компании, почти не существует мест для обучения и практики», – указал руководитель «Алиф Технологии».

При этом он отметил, что в Таджикистане около 70% населения составляет молодёжь, и это важный фактор для развития сферы IT в республике. 

«Желание учиться у молодёжи тоже есть. К примеру, в 2020 году мы получили 2000 регистраций только на один из последних курсов «Алиф Академии», и часть участников по итогу нашли себе работу, в том числе, в «Алифе». При соответствующих условиях у нас появится потенциал выйти на международный рынок и конкурировать с крупными технопарками», – заключил он.

Как у соседей?

То, о чем мы сегодня пока только рассуждаем, действует во всех странах Центральной Азии, и в некоторых давно.

Первый IT Park в Казахстане был создан еще в 2003 году в Алматы. После заработали такие же площадки в других регионах, и теперь в стране действует целая система.

В Кыргызстане Парк высоких технологий со специальным правовым и льготным налоговым режимом открылся в 2013 году.

В Туркменистане такая площадка («Туркмен ИТ Парк») была создана в 2018 году, а в Узбекистане (IT Park) заработал в 2019-ом.

Таджикистан в докладе по технологиям и инновациям (Technology and Innovation Report 2021), опубликованном 25 февраля этого года Конференцией ООН по торговле и развитию, находится среди 15 наиболее неготовых к новым технологиям стран мира.

Наша республика набрала 0,10 баллов и расположилась между Коморскими островами и Восточным Тимором.

… По данным Минпрома Таджикистана предварительно в стране будет создаван Наблюдательный совет по цифровизации, члены которого определят дальнейшие шаги по созданию IT Park. 

Источник: asiaplustj.info

Предыдущая статья«Arassa Nusga» представляет «ERP Logo Tiger» в Туркменистане
Следующая статьяГигантский контейнеровоз перекрыл Суэцкий канал

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь