Три причины бедности «Барки точик»

0
612

Задолженность «Барки точик» к началу 2022 года вплотную приблизилась к 3 млрд долларов, что равняется годовому бюджету страны. Да что с этим энергохолдингом не так?

Фото: Asia-Plus

Кредиторская задолженность «Барки точик» увеличилась в минувшем году еще на 3,3 млрд сомони и к началу текущего года достигла почти 32,3 млрд сомони ($2,9 млрд).

Около 75% (24,1 млрд сомони) накопленной задолженности энергохолдинга составляют кредиты, привлеченные посредством Министерства финансов для реализации проектов по реабилитации, реконструкции, модернизации электроэнергетической инфраструктуры (ГЭС, ЛЭП, подстанции и прочее). 

Кто он, новый глава «Барки точик»?

Эти средства возвращаются кредиторам планомерно из года в год в установленные сроки. Например, в госбюджете на 2022 год обслуживание внешнего долга за счет «Барки точик» установлено в размере 92,2 млн сомони. Более того, кредиторы идут иногда на определенные уступки, соглашаясь на реструктуризацию таких долгов.

Другое дело, образовавшиеся в результате неэффективной хозяйственной деятельности долги, общий объем которых составляет 8,2 млрд сомони.

В чем же заключаются причины финансово-экономической несостоятельности предприятия, которое продает непрерывно востребованную всеми продукцию и по всем законам должно быть богатым?

Неприкасаемые 

Одним из главных аргументов, которым «Барки точик» обосновывает свою неплатежеспособность, является дебиторская задолженность. Мол, не все потребители оплачивают счета за свет, из-за чего энергохолдинг не может своевременно и в полном объеме расплатиться со своими партнерами.     

Общая сумма дебиторской задолженности «Барки точик» к началу этого года достигла 3,3 млрд сомони ($292 млн).

Наиболее высокая задолженность образовалась за счет бытовых потребителей, общая сумма по итогам 2021 года достигла 1,4 млрд сомони.

«Барки точик» назвала семерку крупных должников за электроэнергию

В «Барки точик» утверждают, что долги населения за свет копились годами, еще с 1990-х годов, при этом признают, что они растут с каждым годом. В 2021 году бытовые потребители недоплатили счета на 40 млн сомони. 

Возникает резонный вопрос, на который внятного ответа в энергохолдинге не удалось получить: каким образом увеличиваются долги населения, если подача электричества бытовым потребителям приостанавливается при малейшем опоздании с оплатой счета? 

Ранее эту ситуацию «Азии-Плюс» прояснил отличник «Барки точик», член-корреспондент Инженерной академии, экс-секретарь Таджикского комитета Международной комиссии по большим плотинам Хомиджон Арифов. Он утверждает о существовании в стране «касты неприкасаемых», которые не платят за электроэнергию.

«Был случай, когда в очередную дежурную кампанию по борьбе с хищениями электроэнергии набрали новых контролёров. Один из вновь принятых на работу поверил в то, что все должны оплачивать за свет по счётчику, и пошёл снимать показания с прибора учёта, который был установлен во дворце большого чиновника. Его у ворот предупредили: “…не делай этого, пожалеешь”. Он не послушал. Через несколько дней контролёра уволили», – приводит пример Арифов.

Избранные 

Еще одним из главных доводов, которым «Барки точик» оправдывает свое сложное финансовое положение, является «низкие тарифы на электроэнергию».

На самом же деле тарифы для большинства категорий потребителей в Таджикистане находятся почти на одном уровне с соседними странами. При этом в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане себестоимость электричества в разы выше, так как до 90% выработки приходится на тепловые станции. 

Афганистан сократил долги за таджикскую электроэнергию до 27 миллионов долларов

В Кыргызстане, где, как и в Таджикистане, подавляющий объем производится на ГЭС, тарифы даже ниже, чем у нас.

Однако финансовое положение электроэнергетических компаний всех этих стран, в отличие от «Барки точик»,. является положительным.

Правда, в Таджикистане есть некоторые категории потребителей, которые платят за свет совсем уж символические суммы.

Это, в первую очередь, Таджикская алюминиевая компания, которая забирает до 20% вырабатываемой в стране электроэнергии за 9,5 дирамов (за 1 киловатт-час).

Для сравнения: другие промышленные предприятия страны платят почти в 6 раз больше – 55,14 дирамов.

Более того, ТАЛКО даже при таких низких тарифах умудряется находиться среди двух крупнейших должников за электричество. Задолженности алюминиевого гиганта в 2021 году выросли почти на 70 млн сомони и к началу нынешнего года достигли около 460 млн.

Кроме того, около 8% электроэнергии по символической цене (2 цента за каждый киловатт) поставляется в соседний Узбекистан. Афганистан получает таджикскую энергию в 2,3 раза дороже – 4,7 цента за каждый киловатт.

Таким образом, около трети вырабатываемого в стране электричества уходит фактически за бесценок.

Низкий тариф на электричество для Узбекистана в «Барки точик» обосновывают тем, что он привязан к стоимости импортируемого из этой соседней страны природного газа, который получают всего несколько предприятий страны. Главным потребителей узбекского газа, кстати, является ТАЛКО.

Получается, интересы ограниченного количества хозяйствующих субъектов ставятся выше интересов всех остальных предприятий, и даже всей экономики страны.

Воры

И все же главной проблемой электроэнергетического сектора Таджикистана многие независимые специалисты считают огромные коммерческие потери, которые в просторечии называются воровством.

«Барки точик» не имеет права отключать свет. Даже если у вас большие долги

В «Барки точик» признаются только в существовании технических потерь. Такие потери в определенном объеме являются характерными для электроэнергетической системы любой страны.

Электроэнергия теряется естественным образом на том или ином уровне в зависимости от исправности инфраструктуры во время передачи и распределения. И чем больше протяженность линии до потребителей, тем выше технические потери.

По словам Хомиджона Арифова, который имеет 30-летный опыт работы в «Барки точик», воруется до 25% всей производимой в стране электроэнергии. Таким образом, с учетом технических потерь, теряется более 40% вырабатываемой электроэнергии.

«Потерями энергии в республике занимаются давно, фактический материал собран. Только рассматривать его надо с позиции науки в интересах народа, а не отдельных групп», – говорит энергетик.

Хищение электричества в больших объемах также подтверждается другими специалистами, но говорить об этом они могут себе позволить только «не для прессы».

Впрочем, об этом знает и говорит и президент страны Эмомали Рахмон. В январе минувшего года он в своем послании заявил: «… что только не делается», – указав на хищения электроэнергии в больших объемах.

Президент поручил соответствующим структурам создать специальную комиссию, которая должна проверить и уточнить реальные масштабы потерь электричества.

Правда, результаты проверок этой комиссии пока неизвестны, а задолженности «Барки точик» в прошлом году выросли на 300 миллионов долларов. 

Источник: asiaplustj.info

Предыдущая статьяSWIFT заговорил: Дайте нам кого отключить, и мы отключим
Следующая статьяСадыр Жапаров: С сегодняшнего дня увеличилось число людей, стоящих в очереди за покупкой золота в Нацбанке

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь