Произведенный бензин составляет всего около 0,2% от общих потребностей республики.
НПЗ в СЭЗ "Дангара"
Фото: news.tajweek.tj
Около 250 тонн бензина произведено в Таджикистане в январе-июле этого года, что почти на 40% больше, чем в этом же периоде 2020 года, сообщает статистическое ведомство республики.
Годовые потребности Таджикистана в этом виде топлива превышают 230 тысяч тонн. Какими именно нефтеперерабатывающими заводами страны произведен указанный объем бензина, не уточняется.
Переработкой нефтепродуктов, в том числе выпуском бензина, в небольших объемах с началом нулевых годов занималась компания «Хасан и Ко» на мини-НПЗ в Балджуване (Хатлонская область).
Позже, в 2013 году, данная компания совместно с иранскими инвесторами построила в районе Рудаки НПЗ, мощностью 85 тысяч тонн в год.
Озвучена очередная причина бездействия Дангаринского НПЗ: отсутствие рынка сбыта
Летом 2019 года сообщалось, что компания «Хасан и Ко» приступила к строительству еще одного мини-НПЗ под столицей – в районе Рудаки, проектной мощностью 27 тысяч тонн в год.
Существует в республике также крупный НПЗ: китайской компанией Dong Ying heli Investment and Development еще несколько лет назад завершилось строительство завода на территории свободной экономической зоны «Дангара», мощность которого составляет 1,2 млн тонн в год.
Однако предприятие до сих пор бездействует из-за отсутствия сырой нефти по приемлемым ценам.
Согласно официальной статистике, добыча нефти на территории Таджикистана за 7 месяцев этого года составила всего около 15 тысяч тонн.
Все еще импортер
В разное время с разных трибун, в том числе с самых высоких, были заявления о нахождении под недрами республики крупных нефтегазовых запасов. На помощь для извлечения предполагаемых запасов пришли именитые мировые компании, в частности, российский «Газпром», французский Total, китайский CNPC, канадский Tethys Petroleum, однако ничего конкретного не нашли (кроме непромышленного газа), и Таджикистан все еще остается страной-импортером нефтепродуктов.
Специалисты допускают нахождение Таджикистана над нефтегазовым бассейном региона, но чтобы получить доступ к этим ресурсам, нужно будет углубиться, возможно, до 8-9 тысяч метров, то есть в разы глубже, чем, скажем, в Узбекистане или Туркменистане.
Впрочем, самую глубокую скважину в Центральной Азии за всю историю пробурили в Таджикистане, на площади Сарикамыш Шахринавского района Таджикистана — 6450 метров.
Занималась этим компания «Газпром», которая позже заявила, что «прогнозы ученых о нефтегазоперспективности глубокозалегающих поднадвиговых отложений подтверждены».
Отмечалось, что извлекаемые запасы газа, оцененные с вероятностью 50%, составили 17,5 млрд. кубических метров, нефти – 1,574 млн. тонн, растворенного в нефти газа – 72 млн. кубических метров.
Туркменистан или Иран? Откуда Таджикистан может импортировать газ и бензин?
Несмотря на это компания решила сдать лицензию на право пользования недрами из-за «низкой экономической эффективности» этих ресурсов «в сложившихся макроэкономических условиях». Проще говоря, цель не оправдывает средства.
По данным Агентства по статистике при президенте РТ, за 7 месяцев текущего года республика импортировала около 325 тысяч тонн нефтепродуктов на сумму более $188 млн. Объем поставок по сравнению с этим же периодом 2020 года снизился на 7,6%, а стоимость выросла на 10,1%.
В статистическом ведомстве отмечают, что розничные цены на горюче-смазочные материалы в республике в январе-июле выросли на 36,4%, в том числе, на бензин – на 46,7%, дизельное топливо – на 34%, сжиженный газ – 32,4%.