Сооснователи Alif Bank открывают исламский банк в Великобритании

0
201

«Эмоциональные взлёты и падения — одна из сложностей запуска чего-то с нуля», — поделился Абдулло Курбонов

Фирдавс Мирзоев, Абдулло Курбанов, Зухуршо Рахматуллоев

Абдулло Курбонов, один из основателей успешного технологичного банка Alif Bank в Таджикистане, рассказал о планах по выходу на рынок Великобритании. Хотя открытие полноценного банка пока в процессе, компания Ayan Capital уже начала предоставлять услуги по исламскому финансированию для юр. лиц и ИП.

— Абдулло, как вы решились на открытие исламского банка в Великобритании, и что стало мотивацией?

— Сейчас говорить об открытии исламского банка в Великобритании ещё рано. Мы только начинаем долгий и сложный путь к этому, но считаем, что это возможно.

Сможет ли Исламский банк вернуть доверие людей?

Наш путь начался в Таджикистане. Процесс получения лицензии был относительно быстрым — мы смогли получить первую лицензию в 2014 году всего за три месяца. В мире мало стран, где можно получить лицензию от центрального банка за такой короткий срок.

Банковская регуляторная система в Таджикистане благоприятна для финтеха и инноваций. Поэтому мы могли максимально соблюдать наши внутренние принципы и требования в рамках традиционного банковского регулирования.

Многое в Алифе мы делали с нуля. Создавали собственную банковскую технологическую платформу — нашу основную банковскую систему, CRM, платёжные системы, мобильные приложения и т. д. Благодаря людям, инновациям, ИТ-системам и продуктам, которые собрали и разработали в Алифе, мы верим, что сможем стать глобальным лидером в исламском финтехе.

Mусульмане составляют около 25% мирового населения, однако среди 1,7 миллиарда людей, не имеющих доступа к банковским услугам, 47% проживают в странах с мусульманским населением.

Финансовый сектор строго регулируется, и часто для предоставления большинства услуг требуется банковская лицензия.

Фуркат Суванов, руководитель отдела инвестиций и андеррайтинга в Аян капитал, Эхаташам Кабир, специалист по работе с клиентами, Абдулло Курбанов, генеральный директор и соучредитель

Мы изучили многие страны, и оказалось, что в большинстве стран иностранцы не могут самостоятельно открыть банк. Часто требуется наличие местного основного (ключевого) акционера.

Кроме того, во многих странах минимальный необходимый капитал для получения банковской лицензии очень высок — от 50 до 100 миллионов долларов и более.

В Великобритании же не требуется местный акционер, а минимальный капитал — около 5 миллионов долларов. При этом Великобритания является центром исламских финансов на Западе, активы которых в 10 раз превышают активы в США.

Также растёт мусульманское население: 6,5% от общего числа (4,9% десять лет назад). Так что Великобритания хорошо позиционирована как потенциальный мост для исламского финансового мира.

Наши исследования показали, что исламские банки в Великобритании недостаточно удовлетворяют рыночный спрос — их совокупные активы составляют около 9 миллиардов долларов, в то время как общий банковский сектор страны — более 9 триллионов долларов.

Мы верим, что можем помочь отрасли расти быстрее. Вот почему мы решили расширить свою деятельность здесь.

Главная ниша — частные пассажирские перевозки

— Какова история создания Ayan Capital и на чем вы решили специализироваться?

— Мы искали самый быстрый способ проверить наши гипотезы, чтобы не тратить 3-4 года на получение банковской лицензии и возможные ошибки. В результате исследований мы обнаружили, что можно предоставлять бизнес-финансирование без полной лицензии на кредитование, зарегистрировавшись в FCA.

Мы рассмотрели различные области финансирования для бизнеса и в конечном итоге сосредоточились на одной конкретной нише: финансирование индивидуальных предпринимателей, которые занимаются частными перевозками пассажиров — например, водителей Uber, Bolt и т. д.

«Тавхидбанк» – первый исламский банк в Таджикистане рассказал о результатах деятельности за 2021 год

Почему именно этот сегмент?

Во-первых, местные транспортные власти активно продвигают переход на экологически чистые автомобили — электромобили и гибриды с подзарядкой. Эти автомобили дорогие и требуют финансирования. В среднем они стоят около 40 000 долларов.

Во-вторых, водители получают много преимуществ от перехода на эти автомобили — они могут экономить на различных сборах, таких как сбор за въезд в центр города. Могут зарабатывать больше, так как Uber предоставляет лучшие тарифы для водителей электромобилей.

В-третьих, около 70% водителей PHV (Private Hire Vehicle) в Великобритании происходят из мусульманских стран — в основном из Пакистана, Индии, Бангладеш, Сомали, Афганистана и т. д. При этом ни одна компания, предоставляющая автофинансирование, не предлагает услуги в соответствии с принципами исламских финансов.

В-четвёртых, этот сегмент достаточно большой: в Великобритании более 400 тысяч водителей PHV и такси. У Uber около 50 тысяч автомобилей в Лондоне, и компания хочет, чтобы к концу 2025 года 100% этих автомобилей были электрическими.

Пока что только около 20-25% из них электрические, значит, около 40 000 автомобилей ещё предстоит преобразовать.

Если предположить, что 70% этих водителей предпочли бы исламское финансирование, и что каждая машина стоит около 40 000 долларов, этот рынок потребует более 1 миллиарда долларов финансирования в ближайшие два года.

И, наконец, эти водители считаются бизнесом — они предоставляют услуги и генерируют доход. С учетом всего этого мы решили начать с этого сегмента и со временем стремиться предоставлять дополнительные услуги.

Мы посчитали, что если будем обслуживать этот рынок с меньшими капитальными затратами, то сможем предложить лучший сервис по более низкой цене.

Исламский аспект финансирования — лишь один из многих элементов нашего предложения. Мы также гордимся тем, что можем обеспечить очень высокий уровень обслуживания клиентов.

«Мы почти достигли 2 миллиона долларов финансирования»

— С какими вызовами вы столкнулись при старте и развитии AyanCapital, и какие шаги были предприняты для их преодоления? 

— Запуск продукта стал самой первой сложностью.

Многие люди в нашей команде работали и продолжают работать по 70-90 часов в неделю в условиях неопределённости. До запуска продукта это было похоже на движение в густом тумане: мы не были уверены, не столкнёмся ли с препятствиями. Однако нужно было продолжать работать, искать решения и быть постоянно начеку. Постепенно ситуация прояснялась.

Помню, как однажды мы должны были обслужить нашего первого клиента. Это было 27 января, в субботу. Зарина Раджабова, главный менеджер проекта, испытывала сильную зубную боль; Фуркат Сувханов, глава отдела инвестиций и андеррайтинга, поменял семейные планы; наша IT-команда работала без устали. Но все были в офисе и старались, чтобы всё получилось.

Хушанг Мирзо, Front-end Lead, Заррина Раджабова, главный менеджер проектов, Абдулло Курбанов, Комиор Ахмарзода, руководитель проекта, Малика Нурматова, Front-end разработчик

Для одной транзакции нужно было, чтобы все системы работали слаженно — IT-системы, платежные системы и т. д.

Мы впервые использовали юридические соглашения, которые разрабатывались и перерабатывались на протяжении месяцев. Всё казалось бы работало. Мы получили счёт от автосалона для оплаты автомобиля и завершения транзакции. Но затем заметили, что счёт был не таким, каким мы ожидали. Это могло сделать нашу модель экономически невыгодной для клиентов. Поэтому, будучи так близко к завершению, мы были вынуждены остановиться и снова обсудить всё с бухгалтерами и юристами.

К счастью, через несколько дней мы получили одобрение от бухгалтеров и смогли обслужить нашего первого клиента.

Эмоциональные взлёты и падения — одна из сложностей запуска чего-то с нуля.

Сегодня, к счастью, команда стала больше, мы почти достигли 2 миллиона долларов финансирования и нацелены предоставить более 20 миллионов долларов в ближайшие 12 месяцев.

Но всё ещё часто кажется, что мы движемся в тумане и продолжаем адаптироваться.

Алиф растет

— Участвуете ли вы в настоящее время в деятельности, управлении Alif Bank?

— Ayan и Алиф основаны одной и той же командой — мной, Фирдавсом Мирзоевым и Зухуршо Рахматуллоевым. Мы видим Алиф и Ayan как проекты с одной целью.

Алиф быстро расширяется: с момента нашего последнего раунда финансирования в 2019 году наши доходы выросли в 4 раза, количество клиентов увеличилось в 3 раза, а цифровые операции — в 10 раз.

Сегодня Алиф работает в Таджикистане, Узбекистане, Пакистане и ОАЭ. Команда, стоящая у руля Алифа, состоит из лучших профессионалов страны. Некоторые начинали работу в Алифе как специалисты по обслуживанию клиентов, другие присоединились с значительным опытом — и все объединены одними и теми же ценностями и принципами.

Каждый из них является яркой звездой, обладает высочайшим уровнем полномочий в принятии решений и значительными обязанностями. И в целом, каждый из наших коллег, отобранные из числа более чем 120 тысяч откликнувшихся на вакансии — самое ценное, что у нас есть. 

Абдулло Курбонов

Сегодня для деятельности Алифа важно участие различных ключевых заинтересованных сторон. Мы растём, и у нас более 2 миллионов клиентов и 240 миллионов долларов активов в двух странах. Поэтому мы сформировали совет директоров, состоящий из 7 членов: Хофиз Шахиди, Раджаббек Сулаймонбеков, Насим Алибхай, Фирдавс Шахиди и нас, троих соучредителей. В рамках совета обсуждаются и дебатируются важные инициативы, а решения принимаются простым большинством голосов.

Как трое соучредителей, мы активно участвуем в деятельности компании и распределили наши направления следующим образом: Зухуршо Рахматуллоев координирует нашу деятельность в Узбекистане и в ОАЭ; Фирдавс Мирзоев — в Таджикистане и в Пакистане — оба полностью заняты работой в Алиф.

С моей стороны, я стараюсь распределять своё время между Алифом и Ayan в зависимости от того, где моё участие может потребоваться.

— Какие советы вы бы дали предпринимателям, стремящимся создать свой бизнес за рубежом?

«Алиф» и Visa представляют новый уровень платежей с Google Pay в Таджикистане

— В короткий период времени, в который мы получили некоторый опыт, можно выделить несколько уроков.

Самое важное — начать с правильных людей, с кем у вас общие ценности, упорство и трудовая этика. Хорошая команда способна адаптироваться и сделать проект успешным даже при изменении первоначальной идеи.

Важно также выбрать правильный рынок — с большим спросом и подходящей географией. Мы остановились на Пакистане и ОАЭ для Алифа и на Великобритании для Ayan, учитывая размер и возможности рынка, а также инвестиционный и бизнес климат страны.

При выходе на международные рынки важно соблюдать законы и нормы. Проконсультируйтесь с местной юридической фирмой, чтобы убедиться в соответствии всем требованиям.

Мы решили начать с бизнес-финансирования, которое требует только регистрации в FCA, чтобы быстрее выйти на рынок и проверить наши гипотезы о рыночном спросе. Это позволяет нам быстрее начать взаимодействие с клиентами и убедиться, что мы движемся в правильном направлении, прежде чем приступать к более сложным процессам.

Этим летом оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК

Источник: asiaplustj.info

Предыдущая статьяГлава МИД Туркменистана принял копии верительных грамот Посла ФРГ
Следующая статьяВ Таджикистане за полугодие 2024 года возведено более 14 тыся объектов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь