В субботу в Тегеране на демонстрацию к зданию МИДа вышли студенты, призывая власти отомстить за убийство ученого
Те, кто рассуждал о том, что Дональд Трамп использует последние недели своего президентства, чтобы нанести сокрушительный удар по иранской ядерной программе, упустили один гораздо более важный момент, а именно что Израиль воспользуется окном возможностей и примет такие меры, которые вряд ли сошли бы ему с рук при администрации Байдена.
Поклонникам израильского шпионского сериала «Тегеран», доступного на платформе Apple+, мысль о том, что израильские агенты способны совершить политическое убийство на территории Ирана, вряд ли могла бы показаться неправдоподобной.
И убийство ведущего иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, совершенное утром в пятницу, 27 ноября, могло бы стать просто очередным крутым поворотом сюжета. Об этом пишет The Hill.
На пыльной дороге к востоку от Тегерана, в тени дремлющего вулкана Демавенд с укрытой снегами вершиной, автомобиль, в котором ехал Фахризаде, попал в засаду.
Мы все еще ждем подробностей этого происшествия, но опубликованные в твиттере фотографии свидетельствуют о том, что в его машине выживших не было. Второй автомобиль, по всей видимости, был полностью уничтожен взрывом бомбы.
Очевидно, Израиль вернулся к своей тактике убийства иранских физиков-ядерщиков, которой он пользовался с 2010 по 2012 год и которую он вынужден был свернуть под давлением администрации Обамы, чтобы Иран согласился стать участником Совместного всеобъемлющего плана действий — многостороннего соглашения, которое теоретически должно было ограничить деятельность Ирана по разработке ядерного оружия. Чтобы усилить давление на Тегеран, администрация Трампа вышла из этого соглашения в 2018 году. С тех пор Иран увеличил объемы производства обогащенного урана и число действующих центрифуг. Июльская атака на завод по обогащению урана в Натанзе, предположительно совершенная Израилем, позволила притормозить реализацию амбиций Ирана, но не заставила его отказаться от них.
В прошлом Израиль использовал оппонентов исламского режима, прошедших специальную подготовку, чтобы они выполняли грязную работу на территории Ирана. Учитывая профессионализм и сложность нападения на Фахризаде, можно предположить, что его осуществили сами израильтяне. Внутри Ирана это вызовет гнев и, возможно, некоторую панику, а введение жестких мер безопасности практически неизбежно.
Было бы наивно полагать (хотя некоторые все же так думают), что Иран отказался от своих ядерных амбиций в 2003 году, когда американская разведка пришла к выводу, что работы иранцев по созданию ядерного оружия прекратились, хотя работа по обогащению урана (вещества для ядерного заряда) и по созданию ракет (способных доставлять ядерные боеголовки) продолжалась.
В то время Фахризаде был главой иранского Центра физических исследований и уполномоченным руководителем проекта AMAD, то есть иранской программы по созданию ядерного оружия. С тех пор в этом проекте сменилось несколько руководителей, а Фахризаде стал главой Организации исследований и инноваций при Министерстве обороны Ирана.
Хотя власти Ирана продолжали настаивать, что их ядерные исследования носят исключительно мирный характер, они все же не разрешали представителям Международного агентства по атомной энергии беседовать с Фахризаде. В результате он стал объектом санкций, прописанных в резолюциях Совбеза ООН, и ему было запрещено выезжать за границу. Те его активы, которые он хранил за рубежом, были заморожены. Возможно, теперь мы узнаем об этом человеке больше.
Если говорить о значении произошедшего, то убийство Фахризаде равносильно убийству Кассема Сулеймани (Qassem Soleimani), которое американские военные совершили в январе в Багдаде. Сулеймани был влиятельным командиром иранского Корпуса стражей Исламской революции, и именно он координировал дестабилизирующую деятельность Тегерана в Ираке, Сирии и Ливане. Тогда Тегеран поклялся отомстить за убийство Сулеймани, но пока этого не сделал.
Теперь склонность Ирана дожидаться удобной возможности придется уравновешивать с острой необходимостью отомстить за очередное убийство влиятельного иранского деятеля.
Глава МИД Ирана Джавад Зариф написал в «Твиттере»: «Сегодня террористы совершили убийство ведущего иранского ученого. Этот трусливый акт — с серьезными свидетельствами роли Израиля — показывает, что его виновники делают все возможное для развязывания войны».
Глава Корпуса стражей исламской революции — элитного подразделения иранской армии — пообещал отомстить за убийство Фахризаде.
Военный советник аятоллы Хаменеи Хоссейн Дехган заявил о причастности к убийству Израиля с еще большей уверенностью. «В последние дни политической жизни своего… союзника [проигравшего президентские выборы президента США Дональда Трампа] сионисты пытаются усилить давление на Иран и развязать полномасштабную войну», — написал Дехган.
Сам Трамп убийство иранского физика пока не комментировал, однако ретвитнул сообщение израильского журналиста Йоси Мельмана, в котором тот среди прочего пишет: «[Фахризаде] возглавлял секретную военную программу Ирана, и в течение многих лет его искал «Моссад». Его смерть — важнейший психологический и профессиональный удар для Ирана», сообщает Би-би-си.
Кем был Мохсен Фахризаде?
Британская газета Daily Mail в январе 2020 года писала, что израильской разведке удалось добыть документы, якобы подтверждающие, что Иран с 2002 года пытался разработать ядерное оружие, и на одном из них была пометка «в верхнем левом углу», сделанная рукой Мохсена Фахризаде.
«Запомните это имя: Фахризаде», — сказал в 2018 году Нетаньяху, назвав его руководителем секретных проектов минобороны Ирана.
АВТОР ФОТО,REUTERS
Подпись к фото,Фотография Мохсена Фахризаде была размещена на официальном сайте верховного лидера Ирана
Фахризаде — самый известный ядерный физик Ирана, он также был высокопоставленным офицером Корпуса стражей исламской революции.
New York Times сравнивала его (требуется подписка) с Робертом Оппенгеймером — физиком, который в годы Второй мировой войны руководил Манхэттенским проектом по созданию американского ядерного оружия.
Он был профессором физики и, согласно сообщениям, возглавлял «Проект Амад» — тайную программу, которая была начата в 1989 году и направлена на создание ядерной боеголовки для баллистических ракет.
По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), программа была свернута в 2003 году. Однако сотрудники МАГАТЭ долгое время пытались поговорить с Фахризаде в рамках своего расследования иранской ядерной программы.
Подозрения, что Иран использует свою ядерную программу для создания оружия, заставили ЕС, США и ООН ввести жесткие санкции против Тегерана, это произошло в 2010 году. В 2015 году Иран договорился с шестью крупными государствами — США, Великобританией, Францией, Китаем, Россией и Германией — об ограничении ядерной программы в обмен на смягчение санкций.
Против этой сделки всегда выступал Израиль, и в мае 2018 года Трамп заявил о выходе из нее. После этого Иран перестал соблюдать условия соглашения, и в ноябре этого года МАГАТЭ заявило, что Иран накопил в 12 раз больше обогащенного урана, чем было разрешено в соответствии с документом.
Тем временем отношения между США и Ираном продолжали ухудшаться. В январе в результате удара американского беспилотника был убит главный иранский военный стратег — генерал Касем Сулеймани, командующий элитным спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса стражей Исламской революции. В ответ Иран нанес несколько воздушных ударов по военным базам США в Ираке, а затем по ошибке сбил украинский «Боинг», приняв его за американскую крылатую ракету.
Однако избранный президент США Джо Байден пообещал возобновить переговоры с Ираном после своего вступления в должность в январе 2021 года.