Пантеон семи святых

    0
    70

    Пантеон семи святых 165

    Одно из самых интересных и окутанных легендами сакральных мест в Кызылординской области – это пантеон Оқшы-ата. Его еще называют пантеоном семи святых, но захоронений в нем далеко не семь, а намного больше.

    Народ называет так это место потому, что тут захоронены самые известные духовные наставники, воины, бии и прорицатели края. И имена семи из них достоверно известны.

    Пантеон Оқшы-ата расположен в Шиелийском районе области в пяти километрах к востоку от аула Байгекум. Ученые считают, что этот пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Ясауи, и обычай хоронить известных и почитаемых народом людей в одном избранном месте берет свое начало именно отсюда. Кроме Окшы- ата здесь покоятся Асан-ата, Гайып-ата, Есабыз-ата, Кыш-ата, Досбол-датка, Бала-би. А именем Оқшы-ата, возможно, пантеон назван по причине того, что именно его мазар был одним из первых захоронений в этом месте.

    Ремесленник и воин

    Существует немало версий и исторических справок о перио­де возникновения мавзолея Оқшы-ата. Профессор Ауелбек Коныратбаев считал, что памятник относится к эпохе огузов. А еще раньше ученый-востоковед Василий Каллаур писал, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, среди которых возвышался купол памятника Оқшы-ата, и что, вероятно, это было городское поселение и мавзолей при нем.

    Ученые предполагают, что Оқшы-ата жил в XI веке, и был он, судя по всему, личностью незаурядной – таких мавзолеев простым смертным не возводят.

    По некоторым источникам, его настоящее имя Ибрагим, по другим – Когентуп. Имя Окшы он получил по роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. Его мастерская находилась в городище Бестам, развалины которого находятся в 20 километрах от поселка Шие­ли. Есть предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал Ауелбек Коныратбаев, Окшы был батыром, тысячником в войске хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей.

    
    Пантеон семи святых

    Есть еще одна легенда, по которой Оқшы-ата родился в Мекке. Во время своих странствий он достиг берегов Сырдарьи и стал приемным сыном пожилой четы. В этой легенде Окшы также оружейный мастер и воин, совершавший к тому же чудеса.

    Предания гласят, что жил в те времена калмыцкий хан Токбура. К нему каждый день по его повелению люди пригоняли барана и приводили в покои девушку. Однажды Когентуп собрался в Туркестан. И приемные родители спросили его, что делать, если очередь стать добычей любвеобильного хана дойдет до его сводной сестренки.

    Он велел им зарезать и сварить барана и, пока хан будет есть его, трижды прокричать его имя – Когентуп. Родители так и сделали. После того как они в третий раз прокричали имя сына, Токбура упал замертво.

    Вернувшись, Когентуп рассказал, что, когда прокричали его имя в первый раз, он обернулся на зов, когда прокричали второй раз, он положил на ладонь зерна, а после третьего раза – дунул, и шесть зерен как пули воткнулись в грудь Токбуры.

    Мавзолеи

    Мавзолей Оқшы-ата выполнен из жженого кирпича, его длина – 7,15 метра, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30 метра. Над мавзолеем возвышается купол высотой 3,35 метра. В рамках программы «Культурное наследие» в 2005 году была проведена реконструкция памятника, и сейчас он доступен для посещения.

    Мавзолей Асана-ата, построен­ный в XVI веке, считается могилой конкретной исторической личности – Асана Қайғы. Это был философ и певец, сказитель, музыкант.

    
    Пантеон семи святых

    Асан Қайғы являлся одним из влиятельных сановников хана Золотой Орды, в 50-е годы XV века в политической борьбе в Восточном Дешт-и-Кыпчаке он занял сторону противников хана Абулхаира – султанов Керея и Жанибека, основавших в 1456 году в западном Семиречье Казахское ханство. Был сторонником объединения всех казахских родов и племен.

    А еще он был сказителем – жырау. Основное место в его творчестве занимали философско-дидактические жанры: толғау, терме, назидания и афоризмы. Собиранием его произведений занимались ученые-востоковеды Шокан Уалиханов, Григорий Потанин, поэт Машхур Жусуп Копеев.

    Начало изданию поэтического наследия Асана Қайғы было положено в XIX веке, значительный вклад в это дело внесли писатели Сакен Сейфуллин и Мухтар Ауэзов.

    Несмотря на то что Асан Қайғы был историчес­кой личностью, со временем он обрел в народе легендарные и даже сказочно-мифологические черты. Так, прозвище Қайғы, что означает печальный, связывалось с тем, что, выловив в Иртыше по предсказанию гадальщика дочь речного султана, предназначенную ему в жены, Асан не выполнил определенных условий, и девушка улетела в небо.

    У мавзолея Асана-ата практически нет архитектурных излишеств, он строг и впечатляет своей простотой. Мазар представляет собой портально-купольное сооружение, имеющее в плане форму квадрата с полуразрушенным, выступающим на 4 метра порталом. Четверик (квадратное сооружение) переходит в восьмерик (восьми­угольник) посредством угловых арочных парусов. Переход восьмерика в барабан (цилиндрическое основание купола) осуществлен при помощи напуска кирпичной кладки.

    Памятник выложен из квад­ратного керамического кирпича. На высоте трех метров стены украшены пояском из вертикально уложенных кирпичей. Внут­ренние стены мавзолея ошту­катурены глиняно-саманным раствором. Высота мавзолея 7,6 метра, внешние размеры – 11 на 3 метра.

    Мавзолей Асана-ата в 1982 году был включен в список памятников культуры республиканского значения и взят под охрану государства. В рамках государственной программы «Культурное наследие» на реставрацию этого мавзолея из республиканского бюджета в 2006 году было выделено 9 млн 600 тыс. тенге. Реставрационные работы выполнили специалисты предприятия «Кызылордареставрация».

    Язык мой – друг мой

    Бала-би, могила которого также находится в пантеоне семи святых, судя по немногим источникам и материалам, родился в 1811 году в Байгекуме – это село на юге Приаралья. Отец его Есенали имел четырех сыновей – Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета.

    Когда Бименбету исполнилось 13 лет, глава семейства умер. Бименбет воспитывался у дяди, младшего брата отца, Аргынбая. Тот часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин.

    Остроумный и рассудительный не по годам Бименбет еще в юности стал известной в степи личностью. Его часто приглашали решать «всем миром» спорные вопросы и конфликты. Народ, видя его незаурядные способности – умение говорить ясно и точно, владение даром убеждения, прозвал его Бала-бием.

    До сегодняшнего дня сохранились в народе его крылатые слова, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было спора, из которого бы Бала-би не выходил победителем. Вот одна из таких историй, передаваемая из уст в уста и дошедшая до нас. Известный бий Смаил, аксакал из рода Жарасбай, не поддавался на уговоры кыпчаков, хотевших уладить миром дело об убийстве своего сородича людьми из рода Жарасбай. Кыпчаки требовали уплатить кун, как положено было в те времена, и завершить тяжбу, но Смаил всячески избегал вынесения окончательного решения в пользу кыпчаков. Тогда они, в очередной раз отправляясь на сход, захватили с собой 11-летнего Бименбета. Делегацию встретили по всем законам гостеприимства, отвели им отдельные покои, усадили за богатый стол. Аксакал, увидев среди взрослых подростка, недовольно сдвинул брови: «Разве это свадьба или похороны старухи, чтобы вокруг бегали дети? Мы собрались вынести важное решение, мы говорим о серьезных вещах, связанных с гибелью взрослого человека и уплаты куна за убийство. Здесь должны сидеть уважаемые бии, которые имеют право защищать интересы своих родов, достоинство и честь каждого из них. Кто этот мальчишка? Ему здесь не место».

    Бименбет, спокойно выслушав, ответил: «Вы правы, почтенный бий, разве не говорили древние мудрецы, что смерть мужчины оспаривают только горячие юные головы да старые черти? Вот я и пришел защитить честь своего рода». Ничего не смог ответить на эти слова Смаил-бий, только распорядился тотчас же уплатить запрашиваемый кун, одарить подарками гостей. Так были восстановлены добрые отношения между двумя родами.

    
    Пантеон семи святых

    Кстати, Бала-би и знаменитый златоуст Досбол-датка, его могила тоже в пантеоне семи святых, были почти ровесниками, Бала-би был старше Досбола всего на четыре года. И есть такая история. На всех больших собраниях первым начинал говорить Бала-би, а Дос­бол подхватывал. Чтобы дать другу время собраться с духом, Бала-би обычно протягивал руку и говорил: «А подай-ка мне табакерку, уважаемый». Пока Досбол доставал табакерку, пока отсыпал табак, проходило время, и он, собравшись с мыслями, мог говорить.

    Однажды Бала-би почувствовал, что не может найти верного ответа, нужных слов, и попросил у Досбола табакерку, тот промолчал. Рассердившись, Бала-би громко повторил свою просьбу. Досбол догадался, что друг терпит неудачу, и, сориентировавшись в ситуации, быстро закончил мысль Бала-би. Возвращаясь домой, Досбол сказал: «Эй, Бала-би, ведь если бы не я, ты проиграл бы тяжбу, даром, что ты удачливый и язык у тебя подвешен». На что Бала-би отвечал: «Эх, и глупый ты человек. В том и счастье мое, и удача, что у меня есть такой находчивый и сообразительный друг. Поэтому и говорю, что я удачлив, а ты красноречив».

    Как-то Бала-би со своей свитой решил навестить друга. Досбол, услышав об этом, уехал на пастбище, так как не мог достойно встретить гостей у себя в доме. «Ведь он же едет ко мне, а не в мой дом», – подумал он. Бала-би, подъехав к аулу Досбола, увидел, что юрта друга старая и вся в заплатах. «Что будем делать? – спросил его спутник. – Может быть, поедем к баю и подождем его там?» «Нет, так не пойдет. Мы приехали к нему, вот и должны встретиться с ним», – отвечал Бала-би. Он поехал на пастбище, спешился и подошел к Досболу. «Вот решили с вами поговорить», – сказал Бала-би. Досбол же сказал: «Главное – это человек, а не его красивый дом».

    Бала-би, поговорив еще некоторое время с Досболом, попрощался с ним и вместе с джигитами уехал. По дороге один из них сказал: «И зачем мы приезжали к нему, что мы тут нашли?» Бала-би отвечал: «Что мы взяли? Что нашли? Я специально приехал к другу, и он мне подарил свое драгоценное Слово. Слово златоуста, посвященное мне, а это дорогого стоит. Достойного человека достаточно лишь увидеть, увидеть его самого, а не его дом – в этих словах моего друга заключен глубокий смысл, дорогие мои, и я рад, что я их услышал».

    Духовное наследие Бала-би – это часть сокровищницы казахстанской культуры, которая сейчас изучается и популяризируется. А в Кызылординской области есть, кстати, село Бала-би, названное в честь этого человека.

    Пантеон семи святых в Кызыл­ординской области с каждым годом посещают все больше паломников, считается, что это место, если совершить сюда поездку и помолиться, даст человеку много здорового потомства. Местные духи благословляют верующих на крепкую и долгую семейную жизнь.

    Но велик интерес к пантеону Оқшы-ата и у ученых мира, и у туристов, поэтому именно этот ряд мавзолеев может стать ключевой точкой для создания в регионе популярного туристического маршрута и налаживания научных связей.

    #Кызылординская область #наследие #память #история #легенды #Оқшы-ата #пантеон

    Источник: kazpravda.kz

    Предыдущая статьяНа Юнусабадском дехканском рынке сгорели аптека и магазин. Видео
    Следующая статьяВ Северо-Казахстанской области почтили память Георгия Тверитина, автора лучшего поэтического перевода на русский язык казахского эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь