АЭС в Узбекистане: региональная угроза или фактор экономического роста

0
157

Текущая ситуация с COVID-19, вероятнее всего, станет причиной наступления одного из самых глубоких кризисов в Казахстане со времен развала СССР. В правительстве не предлагают конкретных планов по восстановлению экономики, поэтому многие сферы рынка чувствуют себя невероятно зависимыми от внешних факторов. Особенно это касается нефтегазовой, горнодобывающей, транспортной отраслей, а также сферы услуг и электроэнергетики. Рост безработицы, девальвация тенге… Чиновники ищут причины такой стремительной рецессии, а ответ, как всегда, на поверхности: государство не делает серьезного вклада в будущее. В отличие от наших соседей в Узбекистане, строящих атомную электростанцию. Этот проект благотворно повлияет не только на их собственное развитие, но и на экономический рост всей Средней Азии. Многие в это не верят, утверждая, что АЭС – слишком опасная затея. Давайте анализировать вместе.

Разберемся в главном

Процесс подготовки к возведению атомной электростанции идет полным ходом без каких-либо остановок даже в условиях пандемии. Но зачем вообще Узбекистану атомная электростанция? Дело в том, что в ЦАР нет стабильной круглогодичной выработки «зеленой» энергии. Из-за отсутствия больших водохранилищ гидроэнергетика региона основана на тающих снегах, то есть ее основной цикл приходится на весну-лето. Именно поэтому для узбеков, как и для нас, основной источник энергии в настоящее время – это уголь и газ, которые сжигают на ТЭЦ. «Уже сейчас надо задаться вопросом, а если через 25 лет газа не будет, что будем делать дальше?», – заявил замминистра энергетики РУ Шерзод Ходжаев.

АЭС – это источник, который на протяжении более полусотни лет будет давать энергию без вреда для экологии. Узбекистан выбрал надежного компаньона по строительству в лице российского «Росатома». Это подтверждают и другие страны, которые давно пользуются преимуществами АЭС: Беларусь, Иран, Индия, Аргентина, Финляндия, Венгрия и многие другие получили доступ к атомной энергии благодаря партнерам из России. На сегодняшний день они эксплуатируют самые современные технологии – реакторы типа ВВЭР-1200, в которой используются активные и пассивные системы безопасности, поддерживаемые 4 уровнями защиты. Их надежность подтверждает МАГАТЭ, а выбор российской стороны в качестве подрядчика теми государствами, что входят в блок НАТО, укрепляет нас в этом мнении. Те же технологии будут использоваться в Джизакской области РУ.

С точки зрения экономики, учитывая международный опыт сооружения российских АЭС, подсчитано, что один доллар, инвестированный в АЭС по проекту «Росатома», включающего 2 реактора ВВЭР-1200 и локализацию на уровне 20-30 процентов, может принести 1,9 доллара местным поставщикам, 4,3 доллара в ВВП страны и 1,4 доллара в бюджет в виде налоговых поступлений.

АЭС заменит десятки угольных и газовых станций. Все дело в расходе топлива: для атомной энергетики требуется в 70 000 раз меньше ресурсов, чем для ТЭС одинаковой мощности, что резко снижает затраты и энергию, необходимые для транспортирования топлива. А продолжительность жизни энергоблоков новой АЭС составит минимум 60 лет при активной эксплуатации. Это в два раза больше предыдущего поколения энергоблоков и в 2,4 раза больше любой ТЭЦ. Нашим министрам стоит взять этот факт на заметку.

Среди соседей лишь Узбекистан развивается в этой отрасли. Согласно экспертным оценкам, введение в эксплуатацию АЭС значительно снизит уровень загрязнений воздуха и окружающей среды. Ведь главным недостатком угля и газа является низкий коэффициент полезного действия – 60% сжигаемого топлива буквально вылетает в трубу, засоряя природу оксидами серы, азота и углерода. У атома же запасы энергии во много миллионов раз больше, а отработанное радиоактивное топливо после 15-20 лет безопасного хранения подлежит переработке и окончательной утилизации.

Мифы об опасностях АЭС

Тем не менее, жители Казахстана боятся того, что АЭС будет располагаться слишком близко к нашим границам. Типичный вопрос: а если авария? Регион же подвержен землетрясениям. Против этих опасений два главных аргумента: во-первых, по данным инженеров, конструкция блоков способна выдержать землетрясение магнитудой до 9 баллов при том, что максимальная магнитуда в Узбекистане достигает 5,2 баллов. Во-вторых, что удивительно, по заключению МАГАТЭ, строители подобрали почти идеальное место для возведения станции, которое изначально соответствует 14 из 15 параметров. 15-й фактор — подземные воды на расстоянии 6-12 метров от поверхности – легко решается инженерным способом.

Многие читатели задаются и таким вопросом: Средняя Азия – это территория возможной активности террористов. Удастся ли предотвратить нападения на АЭС и не допустить радиоактивного апокалипсиса?

Спешим вас успокоить. Уровень терроризма в ЦАР намного ниже европейского и даже общемирового. По данным Глобального Индекса Терроризма (Global Terrorism Index), Узбекистан находится на 135 месте в рейтинге наиболее опасных в этом отношении стран. Вероятность теракта в РУ практически нулевая. Вместе с этим, в зоне расположения АЭС будет действовать особый правовой режим, который позволит повысить уровень антитеррористической защищенности. Ближайшие соседи, у которых есть АЭС – Иран и Индия, где уровень терроризма значительно выше, но на их станциях не было ни одной аварии, тому подтверждение.

Положительное влияние на экономику региона

Многие видят в Узбекистане главного конкурента на энергетическом рынке, ведь в будущем страна будет поставлять более дешевую энергию соседям и станет основным экспортером в ЦАР. Так оно и есть. Но в этом одни плюсы: к примеру, Казахстан получит экологически чистую энергию, улучшится экономическое состояние населения. Это даст каждой стране в Средней Азии шанс развить свои приоритетные отрасли промышленности.

АЭС будет «тянуть» много отраслей. Это касается не только подготовки кадров и производства новых строительных материалов. Примечательно, что одно рабочее место на АЭС создает 10 рабочих мест в смежных отраслях. Атомная энергетика – это и фундаментальная наука, здравоохранение и многое другое. В том числе и образование. Так, в Ташкенте уже открылся филиал одного из лучших в мире физических университетов – НИЯУ МИФИ.

Регион станет более привлекательным для крупных инвесторов. Конечно, большая часть вложений пойдет в Узбекистан, а вот как переключить внимание партнеров и инвесторов на нашу страну – этот вопрос для правительства Казахстана должен стать ключевым. Да и президент России Владимир Путин уже предлагал Токаеву вступить в ядерный клуб. Но, к сожалению, у него, как и у других чиновников, до сих пор нет конкретного плана энергетической политики.

Источник

Предыдущая статьяТуркменистан принял участие в Форуме «Центральная Азия – Корея»
Следующая статьяПенсионный фонд Туркменистана опубликовал обращение к индивидуальным предпринимателям

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь