АЭС — современное решение проблем энергетики Центральной Азии

0
7850

Зима 2022-2023 гг. в Узбекистане в очередной раз ярко продемонстрировала все проблемы отечественной энергетики — это и устаревшее оборудование, и неэффективное управление, и сложности с добычей природного газа, и участившиеся перебои электричества. С массовыми отключениями газа и электроэнергии в сильные холода столкнулись не только в отдаленных регионах страны, где к подобным сложностям люди уже привыкли, но и в столице страны — Ташкенте.

На фоне энергетического коллапса от местных СМИ начали поступать сообщения о гибели людей от угарного газа и пожаров, при использовании печей кустарного производства, работающих на угле. Из-за отсутствия тепла, света и газа в регионах начались акции протестов среди населения. Сообщалось о том, что возмущенные отсутствием в их домах тепла и света граждане собирались у зданий местных органов власти и перекрывали дороги.

Больше всего жалоб по поводу низкого давления или отсутствия природного газа поступало из столицы, Ташкентской, Андижанской, Наманганской, Ферганской,  Самаркандской, Сурхандарьинской областей.

Пытаясь решить проблемы с энергетикой, Узбекистан поставил перед собой амбициозную цель — к 2030 году вырабатывать 30% электроэнергии из возобновляемых источников. И одну из решающих ролей здесь призвана сыграть энергия солнца. Сегодня масштабные проекты в сфере солнечной энергетики привлекают в Узбекистан международных частных инвесторов.

Известно, что в Узбекистане в среднем 330 солнечных дней в году, и потенциал солнечной энергетики здесь огромен. Страна стремится использовать максимум солнечной энергии в ближайшие годы. Но стоит отметить, что так называемая «зелёная энергетика» — самая дорогая по себестоимости, к тому же у неё низкий КПД и наиболее грязная технология: стеклопластик, из которого делаются лопасти ветряных электростанций и солнечные коллекторы, не утилизируется. А если и утилизируется, то для любой страны это обходится очень дорого.

Международные исследования показали, что затраты на передачу для ветра и солнечной энергии примерно в три раза превышают затраты на передачу электроэнергии от угля или ядерной энергии. Количество избыточных затрат имеет тенденцию к увеличению, так как неустойчивые возобновляемые источники энергии получают всё большую долю в общем объёме.

Есть много причин на более высокие затраты на передачу для ветра и солнца. Перечислим лишь несколько.  Появляется необходимость строить непропорционально больше линий для ветровой и солнечной энергии, поскольку линии электропередач необходимо масштабировать до максимальной, а не средней мощности. Выработка энергии от ветра обычно доступна от 25% до 35% времени; солнце — от 10% до 25% времени.  Часто между тем, где происходит использование возобновляемой энергии, и тем, где она потребляется, расстояние может быть гораздо больше, по сравнению с традиционным производством. К тому же, возобновляемая электроэнергия и установленное вспомогательное оборудование не обладают таким же уровнем контроля над аспектами энергосети (мощность тока, амплитуда и т.д.), в отличии от электростанции, работающей на ископаемом топливе. Поэтому в систему передачи должны быть внесены исправления, которые потребуют дополнительной инфраструктуры, а соответственно, и новых затрат.

Безусловно, человечество не должно отказываться от идей «зелёного» инвестирования. Но оно должно более трезво оценивать затраты и время, которые непременно потребуются для отказа от ископаемого топлива и перехода к «зелёной» экономике. На данный момент «зелёная» экономика довольно ненадежный источник электрогенерации.

Очевидно, что в условиях развивающейся экономики и роста населения серьезные проблемы с энергетиков будут еще больше нарастать не только в Республике Узбекистан, но и во всей Центральной Азии. Кардинальное решение данного кризиса многие эксперты видят в создании тройственного газового союза между Узбекистаном, Россией и Казахстаном, а также в строительстве АЭС по российскому проекту.

Не первый год Россия дружески предлагает Узбекистану, Казахстану, а также и Кыргызстану построить малые АЭС. Успешная работа этих станций проверена временем и техникой на атомоходах. Положительные стороны современных АЭС — безопасность и экономичность: одной заправки топливом хватит на несколько десятилетий.

Накануне нового 2023 года Узбекистан и Россия подготовили генеральный контракт по строительству АЭС.

«Флагманским направлением двустороннего сотрудничества, безусловно, может стать взаимодействие в атомной энергетике и строительство АЭС российского дизайна в составе двух блоков с реакторами ВВЭР-1200 в Узбекистане», — сказал посол РФ в Узбекистане Олег Мальгинов в ходе пресс-конференции, состоявшейся в Ташкенте 28 декабря.

По словам посла, проблемы с электроснабжением в Узбекистане показали, насколько правильным было решение, принятое лидерами двух стран в 2018 году в Ташкенте.

«Сегодня Госкорпорация «Росатом» и Агентство «Узатом» работают над проектом генерального контракта на сооружение АЭС — это большая и многоплановая работа. На площадке завершены инженерные изыскания, определена оптимальная техническая конфигурация проекта», — рассказал российский дипломат. Также Олег Мальгинов отметил, что в случае строительства АЭС в стране можно сэкономить 3 млрд кубометров газа в год.

Соглашение о сотрудничестве в строительстве АЭС в Узбекистане было подписано властями Ташкента и Москвы в сентябре 2018 года, согласно которому Росатом построит комплекс, состоящий из двух энергоблоков.

Вне сомнений, что в течение следующих 50 лет человечество будет потреблять энергии больше, чем было израсходовано за всю предыдущую историю. Сделанные ранее прогнозы о темпах роста энергопотребления и развитии новых энерготехнологий не оправдались: уровень потребления растет намного быстрее, а новые источники энергии заработают в промышленном масштабе и по конкурентоспособным ценам не ранее 2030 года. Все острее встает проблема нехватки ископаемых энергоресурсов.

Преимущества ядерной энергетики в её огромной энергоемкости: 1 килограмм урана с обогащением до 4%, используемого в ядерном топливе, при полном выгорании выделяет энергию, эквивалентную сжиганию примерно 100 тонн высококачественного каменного угля или 60 тонн нефти.

Также положительным факторов использования ядерной энергетики является повторное использование. Расщепляющийся материал (уран-235) выгорает в ядерном топливе не полностью и может быть использован снова после регенерации (в отличие от золы и шлаков органического топлива). В перспективе возможен полный переход на замкнутый топливный цикл, что означает полное отсутствие отходов.

Интенсивное развитие ядерной энергетики можно считать одним из средств борьбы с глобальным потеплением. Ежегодно атомные станции в Европе позволяют избежать эмиссии 700 миллионов тонн СО2, а в Японии — 270 миллионов тонн СO2. Действующие АЭС России ежегодно предотвращают выброс в атмосферу 210 млн тонн углекислого газа. Не стоит забывать и про новое рабочие места.

Энергетический кризис большого масштаба, который продолжается уже вторую зиму подряд, оказался полной неожиданностью для самого Узбекистана, ведь страна является обладательницей богатых энергоресурсов. Например, на 2020 год Узбекистан был одним из крупных мировых экспортеров природного газа, занимая 14 место в мире по добыче природного газа и третье место в мире по его экспорту. Однако наблюдатели и эксперты уже много лет предупреждали Узбекистан, что наша энергетическая система находится в глубоком кризисе и требует срочных реформ.

Понятно, что страна не может бесконечно терпеть дефицит электроэнергии и газа. В условиях недостатка энергоресурсов не получится эффективно развивать бизнес. Если не будет достаточного количества электроэнергии и газа, планы властей Узбекистана по индустриализации не удастся реализовать в полной мере. О необходимости построить АЭС говорят все факторы, и особенно тот, что страны, имеющие АЭС, считаются более развитыми, чем страны, базирующиеся только на угольной или газовой энергетике.

К.Гасс

Предыдущая статьяУзбекистан открывает институт подготовки лидеров в сфере питания
Следующая статьяТуркменский Посол встретился с Федеральным министром энергетики Пакистана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь