«МАЛ КЛОП, ДА ВОНЮЧ!»

0
13727

Деструктивные силы не оставляют попыток раскачать ситуацию в Кыргызстане на основании итогов парламентских выборов, прошедших в республике 28 ноября 2021 года.

Информационные «бомбы»: из мухи делают слона

Когда непрошедшие в парламент партии вышли на митинг и даже устроили ряд провокаций, но так и не смогли раскачать ситуацию в стране, инициативу подхватили «местные наблюдатели» — представители финансируемых западными донорами неправительственных организаций, получившие многомиллионный грант на мониторинг выборов. И хотя уличных акций протеста они и не устраивают, но определенную смуту в обществе все же навести пытаются. Их поле деятельности — медийная сфера, куда они с маниакальной настойчивостью вбрасывают свои «наблюдения», касающиеся подсчета голосов и подведения итогов выборов. При этом, для создания резонанса незначительные нарушения и несовпадения данных на отдельных участках «раздуваются» ими чуть ли не до размеров масштабной фальсификации.

Финансовая мотивация, или зачем фабриковать «улики»

С особым задором в этом направлении работают две финансово мотивированные организации. Одна из них — ОФ «Общее дело» — неправительственная структура, созданная в преддверии прошлогодних парламентских выборов при стопроцентном финансировании ЮСАИД, единственной задачей которой является искать нарушения на выборах. И вторая: ОФ «Клооп» — медиа-ресурс со штаб-квартирой в Праге, финансируемый Фондом «Сорос» и другими западными донорами. Главной целью «клопов» также является находить любые маломальские недочеты, раздувать их в масштабе и, создавая иллюзию массовых нарушений, нагнетать ситуацию в стране.

Стоит отметить, что к процессу «мониторинга» выборов «клопы» подключились только в прошлом году, по сути, их первой кампанией стали парламентские выборы 2020 года. И что любопытно, несмотря на «отсутствие опыта данной работы», западные спонсоры сразу выделили им пару миллионов долларов. По информации, озвученной в публичных выступлениях экс-омбудсменом, главой ОО «Келечекке жол» Турсунбеком Акуном, следующий грант — на «мониторинг» президентских выборов и референдума — составил уже 15 млн долларов, примерно такую же сумму ОФ «Клооп» получил перед парламентскими выборами 2021 года.

Из «Клоопа» да в «Комара»

Только ЦИК Кыргызстана в регистрации наблюдательной от миссии ОФ «Клооп Медиа» отказала – на основании того, что в его уставе не прописано, что «представители фонда могут быть наблюдателями». Т.е. ничего личного — все по закону и в рамках правового поля. «Клопы» же посчитали, что эти рамки не для них, и закон им — не указ, поэтому, по привычке, постарались пропиариться за счет Центризбиркома, обвинив комиссию в том, что она приняла не конституционное решение.

Устав свой переписывать они не стали, а просто учредили новый общественный фонд «Комар Медиа». (Видимо, выбирая название, учредители нового фонда исходили из того, что и клоп, и комар — насекомые-кровопийцы). «Комара» ЦИК зарегистрировала, допустив его сотрудников к наблюдению за парламентскими выборами.

Главный ресурс — наблюдатели

Средства, полученные «Клоопом — Комаром» от зарубежных доноров, предназначались на наем нескольких тысяч независимых наблюдателей из числа молодежи – их обучение, обеспечение необходимыми для мониторинга материальными ресурсами и телефонной связью, оплату их труда и т.д. Только вот, как оказалось, организация выполнила далеко не все из своих обязательств перед временными сотрудниками, чьими руками, собственно говоря, и был создан поствыборный хайп.

Правда о работе наблюдателя — рассказ очевидца

Журналисту «Snob.kg» удалось поговорить с одним из наблюдателей «Клооп», который согласился поделиться своим опытом работы в данной миссии на условиях полной анонимности, поэтому назовем его условно Капарбеком. Молодой человек рассказал, что в этом году он работал на выборах уже во второй раз, и если в прошлом году отношение к наблюдателям было хорошее, то в этот раз к ним относились, мягко говоря, не по-человечески.

— Нам нужно было прибыть на закрепленные за каждым из нас избирательные участки еще до их открытия, чтобы промониторить все, начиная с открытия участка, а покинули мы свои места только под утро 29 ноября. Я уехал около пяти часов утра, домой добрался только к восьми, т.к. далеко живу. В итоге я провел на ногах больше 24 часов. У нас было четкое указание брать все протоколы или хотя бы сфотографировать их, а если не дадут бумагу или не получится сделать фото, снять это на видео. Заморочка была с этими копиями, сначала говорили про одно количество, потом во внутреннем чате изменили указания. Но задача стояла четко — найти любое нарушение и задокументировать его, — рассказал Капарбек.

Он пожаловался, что в УИК, где он работал, было очень холодно, и не было никакой возможности хоть как-то согреться.

— Это, конечно, не вина нашего нанимателя, но у нас не было даже возможности выпить горячего чая. Мне кажется, этот момент «Клооп» мог бы предусмотреть. Не было и питания, в итоге практически весь день мне очень хотелось есть. Отлучиться было нельзя, ничего съедобного поблизости не продавали, да и денег, если честно, почти не было. Нам обещали заплатить по 5 тысяч сомов после того, как мы сдадим все отчеты — через несколько дней. Но чтобы их получить нужно было, чуть ли не на задних лапках попрыгать, столько было придирок по отчетам, как будто мы сутки проторчали на участках, развлекаясь. Если кто-то не фиксировал нарушений, ему вообще не хотели платить, потому что априори считалось, что они должны быть. У нас было указание считать чуть ли не каждого человека, пришедшего на участок, каждые полчаса распечатывать данные с АСУ, — поведал собеседник.

В процессе диалога, понемногу справившись с волнением, он еще больше разоткровенничался: 

— Если честно, мне кажется, что эти пять тысяч не стоят того, чтобы терпеть такое отношение, и я не один так думаю. Мы общались с наблюдателями с других участков, и многие также думают. Было очень неприятно, как будто мы какие-то рабы, которыми помыкают хозяева. Хочешь пять тысяч — замерзни, умри от голода, но добудь компромат. Может быть, для некоторых это большие деньги, но я вряд ли еще раз соглашусь в этом участвовать, не хочется больше чувствовать себя использованным, — сказал молодой человек.

После некоторых раздумий он добавил, что кое-что слышал, но не уверен в стопроцентной достоверности информации.

— Когда мы собрались после выборов, кто-то сказал, что сбой на сайте ЦИК был не случайным, что к нему имеют отношение наши наниматели, мол, они не смогли нарыть «бомбу» в процессе выборов, и поэтому решили ее сами создать. Не знаю, насколько это правда, но я такое слышал. И еще кое-что. Одну из девушек-наблюдателей…, ну, в общем, с ней очень плохо поступили, изнасиловали — один из администраторов группы наблюдателей. Я пытаюсь выяснить, правда это или нет. Если я узнаю ее имя, то, может быть, она согласится все вам рассказать, — добавил собеседник.

Хитрый «Клооп — Комар»

Одним из требований ОФ «Клооп» к наблюдателям является сохранение ими конфиденциальности, т.е. договор, который подписывают все без исключения сотрудники миссии, обязывает их не делиться с третьими лицами любой информацией, полученной в процессе обучения и осуществления деятельности в интересах нанимателя.

Кроме того, де-юре наблюдатель не имеет претензий к работодателю, и не может обратиться с жалобой в какие-либо структуры. Такой документ позволяет «клопам» прикрыть любые свои правонарушения, минимизировать репутационные риски, и спокойно получать финансовую выгоду, работая в интересах зарубежных государств, используя при этом против Кыргызстана его же граждан.

Источник

Предыдущая статьяПервая круглогодичная сельхозярмарка открылась в Нур-Султане
Следующая статьяЭкономист: Зеленая экономика Кыргызстану пока не по карману

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь