Нужна «шоковая терапия»
В Италии, которая переживает затянувшуюся «демографическую зиму», эксперты во главе с руководителем Итальянского фонда содействия рождаемости Джиджи Де Пало призывают к проведению «шоковой терапии» для повышения рождаемости. По данным национального статистического агентства Istat, за семь месяцев 2024 года рождаемость в Италии снизилась на 4,6 тыс. детей. За весь 2023 год родились 379 890 итальянцев, что на треть меньше, чем в кризисном 2008 году.
Причины демографического коллапса очевидны. Это экономическая ситуация, сопровождающаяся высокой безработицей среди молодежи, нестабильностью на рынке труда, снижением уровня жизни; социальные факторы, которые выражаются в сложности совмещать карьеру и семейную жизнь, поздние браки; а также культурный компонент, который напрямую связан с изменением менталитета итальянцев в отношении создания семьи. Проблема усугубляется также и тем, что Италия по сей день сохраняет за собой статус самой «старой» нации Европы. В средиземноморской стране с населением в 60, 7 миллиона человек, количество граждан старше 90 лет перевалило за рекордный 1 миллион. Это явление, наряду с низкой рождаемостью, создает целый комплекс социальных, экономических и политических проблем.
«Нынешнее правительство добивается прогресса, но этого недостаточно. Италии нужна «шоковая терапия» — политика в области рождаемости, которая объединит компании, банки, города и политическую оппозицию», — считает глава Итальянского фонда содействия рождаемости. Де Пало сетует на то, что содержание ребенка до 18 лет обходится в 178 тысяч евро, но, вырастая, эти дети «эмигрируют, чтобы пополнить ВВП других стран». Для того, чтобы убедиться в справедливости его слов, достаточно взглянуть на настораживающую статистику. За последние 13 лет Италию покинули 550 тысяч молодых людей и девушек в возрасте от 18 до 34 лет.
Итальянки рожают почти вдвое меньше детей, чем нужно для сохранения населения. На выправление ситуации потребуется пара поколений
Де Пало предлагает властям сосредоточиться на конкретике, а не заниматься малоэффективным заделыванием дыр. «Речь идет не о том, чтобы составить список того, что мы должны сделать: более справедливое налогообложение, стабильная занятость для молодежи, доступ к первому дому для молодых пар, отпуск по уходу за ребенком… Речь идет о том, чтобы вместе придумать способ реализовать все это…», — пояснил демограф, предложивший создать «Агентство по вопросам рождаемости» — эффективную и отлаженную структуру. В нее войдут «лучшие эксперты страны», которые способны найти выход из этой непростой ситуации.
Согласно результатам исследования Istat, многие итальянки рожают первенца примерно в 30 лет, пары откладывают появление детей из-за проблем с поиском стабильной работы и жилья. В среднем они рожают по одному ребенку (показатель составляет 1,21), тогда как для поддержания стабильной численности население нужно по два (2,1).
По мнению главы итальянского агентства по изучению старения Роберто Бернабей, для возвращения к среднему показателю в два ребенка потребуется пара поколений, поэтому в решении проблемы в краткосрочной перспективе нужно исходить из «ресурсов», имеющихся на сегодняшний день. «Теперь у нас есть хорошее здоровье и мы живем на 20-30 лет дольше. Давайте используем эти годы, чтобы компенсировать потери ВВП из-за нехватки молодежи. Выделите 100 млн евро на запуск 100 стартапов людьми старше 65 лет. Это просто, и вы увидите результаты уже завтра утром», — предложил он.
Известный демограф Алессандро Розина сделал акцент на проявление сознательности и политической воли в решении проблемы рождаемости. «Если рассматривать демографическую структуру Италии как здание, то риск его обрушения связан вовсе не с землетрясением, а с постепенным разрушением несущих стен в результате пренебрежения и плохого обслуживания. Увеличение продолжительности жизни способствует увеличению количества верхних этажей, но, если позволить несущей конструкции ослабнуть, мы не сможем считать расширяющиеся трещины (все более слабая система социального обеспечения) и постепенно отваливающиеся куски (уезжающая молодежь) фатальными, они являются результатом наших неудач. Короче говоря, если мы не выберемся из этого кризиса, который с каждым годом все усугубляется, это будет означать, что нам либо все равно, либо мы просто не способны найти адекватное решение», — убежден профессор Розина. Он считает, что делать ставку только на иммигрантов (они, в отличие от итальянцев, в среднем рожают по 2-3 ребенка) недальновидно. «Если адекватная политика в отношении молодежи и женщин отсутствует, то ее будет не доставать и женщинам-иммигрантам, что со временем неминуемо ослабит их вклад в общий уровень рождаемости», — заключил эксперт.
Стимулы работают, но недостаточно
Если сравнить демографическую ситуацию во Франции с тем, что происходит в других странах Евросоюза, то вывод однозначен: дела у французов обстоят в целом на порядок лучше.
И действительно, если у многих соседей, в частности в Испании, Греции, в уже упоминавшейся Италии, коэффициент рождаемости колеблется в пределах 1,1-1,3 ребенка на одну женщину в фертильном возрасте, то во Франции он составляет 1,8. Правда, и этого показателя недостаточно для полного поддержания на нынешнем уровне численности населения страны в 68 миллионов человек.
Тем не менее проводимая последние десятилетия демографическая политика если и начинает давать сбои на фоне обостряющихся экономических трудностей, то пока остается в принципе эффективной и многосторонней.
Во Франции чем больше у семьи детей, тем меньше для нее налоги. Плюс пособия и помощь работающим родителям
В первую очередь она направлена на оказание материальной поддержки семьям. К примеру, фискальная система Франции устроена таким образом, что налоги здесь платят граждане не индивидуально, а с «домохозяйства», то есть с семьи со всеми ее домочадцами. Чем больше у супругов детей, тем меньше сумма налога. Причем речь идет о весьма значительной экономии, а в ряде случаев людям вообще не приходится делиться с государством своими доходами.
Во Франции весьма широк список дотаций и льгот, которыми управляет Касса семейных пособий (CAF), структура, специально созданная государством для этой цели. Сюда входят субсидия при рождении каждого ребенка, которая сейчас составляет 1060 евро. При усыновлении сумма удваивается. Законом предусмотрены ежемесячные выплаты на детей. Начиная со второго ребенка семье доплачивают 184 евро, с третьего уже 370, на четвертого и далее — в арифметической прогрессии. Важный аспект — это создание условий для работающих родителей. Если оба ежедневно отправляются на службу, то им возмещается до 85 процентов услуг приходящей няни.
Однако даже этих программ и прочих стимулов, как считают местные демографы, не хватает. При этом ссылаются на статистику. В 2023 году во Франции появились на свет 678 тысяч детей, что на 6,6 процента меньше, чем годом раньше. А это самый низкий показатель во Франции за весь период с момента окончания Второй мировой войны. Эксперты с тревогой напоминают, что число новорожденных в стране медленно, но верно уменьшается с 2011 года.
С проблемой в начале года собирались бороться. Намеревались ввести новый отпуск по рождению ребенка для обоих родителей. Дело в том, что сейчас во Франции существует декретный отпуск для матерей в 16 недель и для отцов в четыре недели. Предполагались и другие меры.
Надеялись, что программа будет запущена в будущем году, но с тех пор о ней ничего не слышно. Ни деталей, ни каких-то конкретных цифр. Надо полагать, что из-за бурных политических передряг, которые вот уже несколько месяцев потрясают Францию, властям явно не до этого.
Российская газета — Федеральный выпуск: №249(9491)