И где же друг, и где же враг?

0
2081

В региональной экономике Центральной Азии пересекаются интересы мировых держав — США, России, Китая, Индии, Турции и стран ЕС. При том, что каждая из пяти центральноазиатских стран дорожит своей независимостью.

Доподлинно известно, что коллективный Запад заинтересован в хаотизации Центральной Азии, планомерно ведя свою стратегию информационного воздействия. Для здравомыслящих людей уже давно не секрет, что представляет собою информационная война и как ее организуют Соединенные Штаты и страны Запада. Стандартными инструментами в информационной войне США стали НПО и СМИ, которые получали и продолжают получать финансовую поддержку от ряда американских и европейских организаций и фондов.

Основным направлением действий западного информационного воздействия сейчас является антироссийский и русофобский характер — возбуждение антирусского национализма, русофобия, дискредитация существующего сотрудничества с Россией и противодействие ОДКБ, ЕАЭС, ШОС.

Известный российский эксперт Алексей Фомин отметил: «На текущий момент самая сильная информационно-пропагандистская сеть США существует в Казахстане и Кыргызстане. Воздействие проамериканских НПО стало таким агрессивным и радикальным, что в Кыргызстане в данный момент идет принятии закона о контроле над такими организациями. В Таджикистане и Узбекистане работать американцам через подобного рода организации сложнее, из-за существующего в этих странах контроля и ограничений. Туркменистан — вообще закрытая страна. Поэтому плацдармом для информационно-пропагандистской работы в таких странах, как Узбекистан и Таджикистан, используются соседние Кыргызстан и Казахстан».

Накануне в Кыргызстан приехала делегация администрации США во главе с бывшим послом в КР Дональдом Лу.

Межведомственная делегация администрации США намерена посетить 23-27 мая Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан для укрепления связей с регионом. Делегацию возглавляет помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, в ее состав входят старший директор Совета национальной безопасности по России и Центральной Азии Эрик Грин, высокопоставленные сотрудники Министерства обороны и Агентства по международному развитию (USAID). Американцы встретятся с представителями властей, гражданского общества, деловых кругов четырех стран. В повестке переговоров — экономическое сотрудничество и взаимодействие в сфере безопасности, поддержка «общих ценностей», местной культуры, прав женщин, обсуждение продовольственной безопасности, помощь беженцам из Афганистана. В Таджикистане состоятся ежегодные двусторонние консультации. В Казахстане планируется обсуждение повестки реформ, которые готовят власти страны.

Помощник госсекретаря США Дональд Лу встретился с министром иностранных дел Кыргызстана Жээнбеком Кулубаевым, о чем написал в Twitter. Его сообщение опубликовало посольство США в Кыргызстане. «Во время моей первой встречи с Кулубаевым мы договорились работать вместе для обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии и улучшения инвестиционного климата Кыргызстана», — написал Дональд Лу.

В свою очередь, в МИД КР сообщили, что в ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы кыргызско-американских отношений, а также региональной и глобальной повестки.

«Особо отмечена важность наращивания практического сотрудничества, оказывающего положительное влияние на социально-экономическое развитие Кыргызстана. В этом отношении рассмотрены возможности наращивания инвестиционного сотрудничества. Отдельно рассмотрены вопросы минимизации негативного влияния международных санкций на экономику Кыргызстана, а также необходимость активизации содействия в сфере укрепления приграничной безопасности. Отмечена важность взаимодействия стран в рамках платформы «С5+1», — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве Кыргызстана.

Подогревая военные действия на Украине путем поставки в страну вооружений и склоняя украинское руководство к отказу от пути переговоров, США и НАТО, похоже решили создать еще один очаг нестабильности. План направлен на расшатывание позиций России в Центральной Азии и разрушение союзнических отношений внутри ОДКБ.

На этом фоне, особую активность стала проявлять член НАТО Турция, позиционируя себя в качестве лидера «тюркского мира». Анкара в Кыргызстане проводит политику «мягкой силы» через подконтрольные образовательные учреждения, распространяя среди населения чуждые установки и формируя у граждан позитивный имидж политики Турции. Основной акцент делается на молодое поколение, так как большая часть их образовательных инициатив направлена на молодежь.

Сопредседатель кыргызского клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков отметил, что в образовательных проектах в Кыргызстане Турция на много лет опередила ряд других государств. Об этом свидетельствует популярность у молодежи турецких университетов и колледжей. Например, университет «Манас» в Бишкеке — современный турецкий комплекс, отвечающий всем международным стандартам. При кыргызских вузах открыты курсы по изучению турецкого языка, а при посольстве Турции в Кыргызстане открыт центр, который кроме изучения языка помогает студентам из Кыргызстана продолжить образование в Турции.

Влияние оказывается и на всю общественность, которой Анкара пытается привить свои собственные ценности посредством массовой культуры. Это проявляется, прежде всего, в популяризации турецкого кинематографа, в частности — турецких сериалов. Через подобные каналы воздействия Турция распространяет «бытовые» представления о своей стране, часто преподносящиеся с выгодной для себя стороны, идет «отуречивание» сферы общественного взаимодействия. Через систему образования турки влияют на всю республику: многие выпускники-кыргызы турецких лицеев и университетов как в Кыргызстане, так и в Турции постепенно доходят до вершин власти, лоббируют турецкие интересы.

12 ноября прошлого года в Стамбуле состоялся очный саммит лидеров Тюркского совета, который стал отправной точкой в создании уже нового интеграционного объединения — «Организации тюркских государств» — из числа ряда бывших советских республик под эгидой неоосманистской Турции, которое вступает в острое противоречие с ЕАЭС и проектом «Большой Евразии».

По мнению президента Турции Реджепа Эрдогана, любой проект, в котором бизнес не играет роль локомотива, обречен быть неэффективным и неполноценным. Поэтому культурно-гуманитарное сотрудничество дополняется проектами Тюркского совета в сферах экономики, торговли, транспорта и энергии, а также Тюркского инвестиционного фонда.

Помимо углубления экономического сотрудничества, Турция также стремится укрепить отношения с государствами Центральной Азии в военной сфере. Президент Турции Реджеп Эрдоган торопит с объединением и в качестве положительного примера всегда приводит недавние успехи военной коалиции с Азербайджаном. Неудивительно, если перед членами будущего «Союза тюркских государств» в будущем встанет вопрос вхождения национальных вооруженных сил в состав единой «тюркской армии» во главе с Турцией.

США взорвали Ближний Восток и хотят повторить это в Центральной Азии «руками» Турции, считает политолог из Кыргызстана Марс Сариев.

«Турция начала системно работать не только в Центральной Азии. Турция стремится к тому, чтобы сузить сферу российского влияния на Кавказе и в Центральной Азии. Это вопросы культурной политики и идеологии. У Турции есть четко выверенная идеологическая константа — например, проект «Туран», нацеленный на объединение тюркских народов на платформе культуры, экономики и так далее. Единственная ахиллесова пята Турции — это ресурсы. У нее их недостаточно для такой мощной экспансии в Центральную Азию, в частности, в Афганистан. В этой связи Запад будет по максимуму использовать Турцию и подпитывать ее ресурсами», — сказал политолог Марс Сариев. По мнению политолога наиболее слабым звеном в цепочке турецкого влияния в ЦА регионе — является Кыргызстан.

Усидим ли на двух стульях? или Легко ли сидеть на двух стульях?

Однако, Россия и Кыргызстан проявляют солидарность во многих внешнеполитических вопросах, развивается сотрудничество в различных областях, включая взаимодействие на площадках ЕАЭС, ШОС и ОДКБ.

16 мая текущего года прошло юбилейное заседание глав государств-членов ОДКБ. Мероприятие было приурочено к 30-летию Договора о коллективной безопасности и 20-летию ОДКБ.

Кыргызстан является постоянным членом ОДКБ, поэтому президент КР Садыр Жапаров выступил с речью. Он с удовлетворением отметил, что за период существования ОДКБ выполняет возложенную на нее ответственную миссию, развивается институционально, укрепляется ее потенциал. Он также подчеркнул, что текущая международная обстановка не вселяет оптимизма как с точки зрения глобальной безопасности, так и мировой экономики.

«Угрозы безопасности и военно-политическая напряженность подобрались вплотную ко всем рубежам зоны ответственности ОДКБ. Наблюдаются попытки стороннего вмешательства во внутренние дела государств-членов ОДКБ. Так, в начале года нам пришлось купировать нежданный кризис безопасности в одном из государств-членов. Мы среагировали оперативно и действенно», — сказал Садыр Жапаров.

В уставе ОДКБ указано, что ее целью является защита территориального и экономического пространства стран-участниц совместными усилиями армий и вспомогательных формирований единой от внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также крупномасштабных стихийных бедствий. ОДКБ защищает суверенитет и территориальную целостность своих стран-членов и не вмешивается в их внутренние дела.

В состав ОДКБ входит около 18 тыс. коллективных оперативных сил и около 3,5 тыс. миротворцев. Существуют также коллективные воздушные силы и региональные группы. Есть еще оперативные силы Средней Азии, Восточной Европы (Россия-Беларусь), Кавказа (Россия-Армения).

Проведенная в январе 2022 года миротворческая операция ОДКБ в Казахстане подтвердила готовность коллективных сил эффективно решать задачи по обеспечению безопасности государств-членов и продемонстрировала международному сообществу дееспособность Организации к оперативному развертыванию и завершению миссии, тем самым проявив высокий статус ОДКБ в системе международных и региональных организаций.

В рамках формирования единой системы безопасности логически обоснованно наличие единых стандартов в рамках ВТС. В это связи у партнеров Кыргызстана по ОДКБ возникает обоснованное «обеспокоенность» в отношении нарушений Кыргызской Республикой стандартов ВТС при закупке у Турции ударных беспилотников «Байрактар ТВ2», которые в 2021 году были переданы Бишкеку для нужд погранслужбы ГКНБ. Турки не прочь продать очередную партию беспилотников «Байрактар» и наладить их производство на территории КР.

У Турции есть проблемы с получением определенных технологий, и оружейные рынки для нее недавно сузились, так что турки рады любому покупателю. Но с точки зрения защищенности государственной границы целесообразно ли Кыргызстану приобретать вооружение, которое показывает свою низкую эффективность? Те же самые «Байрактар» массово уничтожаются российскими системами ПВО в рамках СВО на Украине.

«Байрактар ТВ2» летает на высоте 8,5 км и хорошо обнаруживается рядовыми станциями стандартных ЗРК и ракетно-пушечных комплексов. Эксперты объясняют, что «Байрактар ТВ2» можно применять только в качестве тактической поддержки в условиях отсутствия сильных ПВО, например — для борьбы с террористическими формированиями. При наличии сильной системы ПВО «Байрактар ТВ2» неэффективен.

На фоне заявлений лидеров ОДКБ о формировании единого пространства безопасности, не является ли сближение руководства Кыргызстана с Турцией чрезмерным?

В усилении позиций Турции в Кыргызской Республике свою роль призван сыграть Совет содружества тюркоязычных государств. Его цель — привести к общему знаменателю законодательство стран-участниц, их импортно-экспортную политику, углубить цивилизационно-культурное сотрудничество и свести к минимуму память о вековом сотрудничестве народов Кыргызстана и России.

В последнее время заметно активизировались силы, стремящиеся поставить под сомнение выигрыш Кыргызской Республики от участия в ЕАЭС и ОДКБ, подорвать российско-кыргызское сотрудничество. Но даже недругам невозможно сбросить со счетов то, что участие КР в процессах евразийской интеграции остаётся для Бишкека превалирующим, так как приносит ощутимые выгоды, что отражается и на оценках этих интеграционных проектов населением республики. Членство в ОДКБ дает надежное военно-политическое сотрудничество в интересах обеспечения и укрепления национальной, региональной и международной безопасности.

Очевидно, что Турция стремится к укреплению своего политического и культурно-экономического влияния и весьма активно осваивает Центральную Азию. Усиление политического влияния Анкары на руководство Кыргызстана под призрачные перспективы инвестиций, под необоснованные траты на беспилотники «Байрактар» и под идеологическое приобщение к общетюркскому проекту, может повлечь за собой втягивание республики в другой амбициозный проект Турции по возрождению Великого Турана, что приведет к утрате Бишкеком не только национального, но и государственного суверенитета.

Источник

Предыдущая статьяТуркменская спортсменка завоевала серебро на международном турнире по панкратиону
Следующая статьяВ Душанбе обсудят перспективы развития возобновляемой энергии в странах ЦА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь